Во Франции, по последним опросам, 59 процентов избирателей поддерживают центриста Эммануэля Макрона, 41 процент – лидера ультраправых Марин Ле Пен. Однако даже если следующим президентом станет Макрон, число евроскептиков вряд ли существенно уменьшится как во Франции, так и в соседней с ней Италии. Как пишет Bloomberg в статье Italy Is Europe's Next Big Problem, экономические проблемы Италии сложнее французских. Государственный долг составляет почти 133% ВВП (во Франции - 96%. Последний раз экономический рост Италии был выше, чем у Франции в 1995 году. Обе страны с трудом сохраняют международную конкурентоспособность, но с 2001 года производительность во Франции выросла примерно на 15%, в то время как итальянская экономика находится в стагнации.
Политическая ситуация в Италии также продолжает ухудшаться. "Движение пяти звезд", популистская партия, которая хочет провести референдум о членстве страны в Евросоюзе, имеет высокий уровень поддержки и, согласно опросам, в настоящее время приближается к левоцентристской Демократической партии. Вряд ли кто-то станет явным победителем на выборах, которые состоятся следующей весной. Существует даже небольшой шанс того, что будет создано правительство евроскептиков, если "Движение пяти звёзд" получит достаточно голосов и сформируют альянс с антиевропейской "Лигой Севера".
Сторонники евроинтеграции активно ищут ″итальянского Макрона″ - человека, который сможет предложить либеральный вариант борьбы с экономическими проблемами страны, предотвратив угрозу очередного Itexit(выхода Италии из ЕС). Осенью Европейский центральный банк намерен замедлить выкуп государственного долга. Перспектива политической нестабильности Рима может отпугнуть инвесторов.
Во многих отношениях бывший премьер-министр Италии Маттео Ренци, ушедший в отставку после поражения на декабрьском конституционном референдуме, был бы неплохим кандидатом. Он всего на три года старше 39-летнего Макрона. Он тоже стремится к модернизации левых партий, хотя и предпочитает подниматься в рядах своей партии, а не создать новую, как Макрон.
Основная проблема заключается в том, что политический потенциал Ренци уже израсходован. Он только что получил новый мандат в качестве лидера партии, но многие итальянцы не верят его обещаниям, поскольку он так и не ушел из политики, проиграв на референдуме, как он обещал. Его заявления также вызывают вопросы. Он утверждает, что является сторонником ЕС, но очень часто критикует Брюссель. Почему избиратели должны голосовать за половинчатый евроскептицизм Ренци, когда есть полноценный аналог?
Год - достаточно долгое время в политике. Итальянцам еще может надоесть "Движение пяти звезд". Они могут решить, что Ренци предлагает более безопасную альтернативу. Но не стоит рассчитывать на это. Если повезет, Франция продемонстрирует, что разумность все еще преобладает в европейской политике. Италия же может доказать обратное.