Член правления партии Армянское общенациональное движение, глава парламентской комиссии по иностранным делам Армении в 1995–99 годах, эксперт Европейской бизнес ассоциации по вопросам инвестиций и доступу к рынку Ованнес Игитян рассказал «Вестнику Кавказа» о особенностях инвестиционного климата в Армении в контексте приближающихся выборов президента.
- Армения поднялась в рейтинге Всемирного банка Doing Business 2013 года, составляющегося по результатам оценки десяти показателей (среди которых простота регистрации предприятия, получения разрешения на строительство, подключения к электросетям и надежность защиты инвесторов) на 18 пунктов – пятидесятого на тридцать второе. Насколько это довольно высокое место в рейтинге отражает реальный климат, создаваемый регулирующими органами для ведения бизнеса в Армении?
- Даже тридцать второго места в рейтинге ведения бизнеса ВБ для преломления тенденции к снижению роста прямых инвестиций в Армению явно недостаточно. Из стран, в которых я работаю, в той или иной мере вышли из кризиса лишь сумевшие привлечь инвестиции из-за рубежа. Даже США, традиционной стратегией которых всегда был экспорт инвестиций, завоевание рынков и увеличение политической составляющей в странах и на континентах, сегодня рассматривают варианты привлечения инвестиций в свою экономику. Это свидетельствует о резком росте роли как прямых, так и портфельных инвестиций. Волна патриотизма, захлестнувшая армянскую диаспору во времена президентства Роберта Кочаряна, почти прошла. Сегодняшнего бизнесмена из диаспоры можно привлечь лишь соответствующими законами бизнеса, а не эксплуатируя его патриотические чувства.
Для разрешения этой вполне задачи надо немного отойти от сложившихся стереотипов. К примеру, считается, что армянский рынок очень мал и потому сюда трудно привлечь инвесторов, хотя даже невооруженным глазом видно, что многие сферы, к примеру, туризм, просто жаждут инвестиций. В реальности проблема не в размерах рынка, а в его недостаточной развитости. К слову сказать, даже недавний разнос президентом правительства, тоже наводит инвесторов на грустные размышления, как, впрочем, и розовый цвет в описании инвестиционного будущего Армении госчиновниками.
У армянского рынка своя специфика. Рынок у нас еще недостаточно регламентирован. Наша ассоциация с помощью тех же компаний и при поддержке Еврокомиссии пробовала улучшить бизнес-климат в Армении. Но правительство зачастую ведет себя так, как будто инвесторам это нужно больше, чем армянской экономике.
- То есть, заслуги правительства в повышении инвестиционной привлекательности Армении вы не усматриваете?
- Правительство Армении больше занимается бухгалтерией, нежели идеологией и стратегией развития экономики. Есть целый ряд направлений, по которым именно правительству следовало бы развивать усилия, чтобы получить более развитую экономику: IT-технологии, технопарки на всю страну. Но этого не делается, более того, основанная на частных трансфертах армянская экономика многими воспринимается как состоявшаяся экономическая модель. На трансферты работает банковская система, с трансфертов, потраченных на товары, взимается НДС. И правительство не имеет ничего против увеличения трансфертов, способствуя экспорту рабочей силы, через вербовочные агентства. При этом забывается, что исторический опыт привел к развитию способностей армян, в результате чего армянские общины в других странах, несмотря на малочисленность, имеют несравнимо высокий по сравнению с другими этносами процент высококвалифицированных специалистов и успешных предпринимателей. На этой основе государство должно уметь планировать и отличать разбой от развития, воздерживаясь от участия в грабительских проектах. При этом, в реальности недостатка в деньгах Армения не испытывает, что видно и по расходам наших политиков и олигархов за рубежом.
- Но тут можно говорить не только о расходах, но и об инвестициях…
- Многие из них действительно пытаются инвестировать деньги за рубеж, не желая показывать свой капитал и связывать свое будущее с Арменией. Впрочем, инвестировать за рубежом у наших богатеев тоже не очень-то получается – не хватает знаний, начиная с языка. Вот и лежат их деньги мертвым грузом. В то же время, например, несравненно более богатый ресурсами Казахстан активно развивает законодательство по регламентации концессионных проектов и защите инвестиций. Мало граждан Казахстана делают инвестиции за рубежом, предпочитая инвестировать в свою страну. При всем обилии энергоресурсов казахи внедряют у себя европейскую систему экономии электроэнергии, которую сам бог велел внедрить в Армении, импортирующей энергоносители. Производство экономичных ламп, теплоизоляционные материалы, альтернативная энергетика, строительные технологии – все это в совокупности может дать от 30% экономии электроэнергии. Это область, жаждущая инвестиций. Препятствие тут одно – далекий от европейского армянский бизнес-климат. Даже закрытая граница с Турцией имеет второстепенное значение. Поэтому не надо поощрять зарубежного инвестора в ущерб местному. Однако в Армении ведение бизнеса зависит от того есть или нет у бизнесмена связи, от чиновника, который сумел влезть в ваш бизнес. То есть роль личности очень часто оказывается выше, чем роль закона.
- Исход февральских выборов президента может как-то изменить ситуацию?
- Не думаю, учитывая как (особенно с 2008 года) в Армении проводятся выборы. Если ничего в этом плане не изменится, то выборов в европейском, цивилизованном плане у нас не будет и в 2013 году. Визуальная сторона предстоящих выборов президента в глазах европейских наблюдателей будет очень хорошо представлена. Но люди будут приходить, бросать бюллетени в урны за деньги или понукаемые административным прессом.
В сегодняшней Армении в качестве участников выборов считаются политические силы, и люди забывают, что главным участником является общество, которое на сегодня в большинстве своем как никогда равнодушно. Голосами же вялого, равнодушного к политике общества легче всего манипулировать, имея деньги и административный ресурс, причем обязательно в совокупности, поскольку даже деньги без административного ресурса в Армении не сработают, а их владелец неминуемо угодит в места не столь отдаленные.
Факторов, способных разбудить армянское общество предостаточно: избиение солдат, убийства в армии, преступление в “Арснакаре”, наглость политических деятелей, назначающих своих детей на государственные должности, их вседозволенность, их армии телохранителей, замки. Все это уже давно должно было разбудить наше общество, но этого не происходит. Как результат, власть на предстоящих выборах напишет себе тот процент голосов, который пожелает, и даже может сделать второй тур, чтобы показать, что в Армении есть и альтернативный кандидат и какие-то зачатки демократии.
- Что можно сказать об армянской политической модели в контексте противостояния якобы имеющего место между республиканцами и “Процветающей Арменией”?
- В Армении сегодня формируется искривленная политическая модель, где кто-то играет роль большинства, кто-то меньшинства в парламенте. И в условиях, когда общество ничего не решает, все переходит в театр абсурда. Людей, не имеющих никакого отношения ни к политике, ни к РПА, вызывают, дают партийный значок и назначают министрами, только потому, что это место “принадлежит” вызывающему лицу. По такому же принципу формируется и меньшинство в парламенте, которое сейчас представляет ППА. Этого бы не произошло, если бы парламент формировался обществом, а не “вызывающими”. Опасность власть видит только в массовом протесте общества и если та или иная партия не может поднять общество на протест, выведя его на улицу, она не представляет никакой опасности для власти. ППА, конечно, может заявить, что выборы были подтасованы, но тем не менее на инаугурацию Гагик Царукян пойдет и руку Сержу Саргсяну пожмет. Этого требуют даже не договоренности между РПА и ППА, а правила той абсурдной игры, которая ведется в Армении уже долгие годы. Что мы имеем на сегодняшний день помимо республиканцев, думающих над тем, какой процент написать по итогам февральских выборов президента? Лишь людей, которые искренне болея за Армению, понимают, что в создавшихся условиях повлиять на итоги выборов они не могут.
- Если все так просто, то как тогда быть с “делом Осканяна?”
- Проблема в том, что все в Армении в первую очередь смотрят на политическую часть этого дела. Давайте посмотрим на юридическую, благодаря которой власть хочет показать свою трактовку отмывания денег. Любой фонд, существующий в Армении, и так или иначе участвующий в формировании гражданского общества, опасен для власти, если он финансируется из за рубежа. Даже если армянин финансирует армянина. Помимо “Сивилитаса” в Армении иных фондов подобного масштаба нет. И то, что инкриминируется Вардану Осканяну никак не связано с понятием отмывания денег. Осканяна можно было бы привлечь по этой статье, если бы он как политик финансировался на деньги наркоторговли в Армении. Я считаю, что “дело Осканяна” с юридической точки зрения в крайней степени неграмотно. Однако Осканяна таким образом действительно хотели наказать за все его заявления, чтобы и другим было неповадно. Наказать хотели и “Процветающую Армению”, потому что его бы не наказали, если бы он не являлся членом этой партии.
- А внешняя составляющая?
- Я не согласен с мнением, согласно которому, заручившись внешней поддержкой в Армении легко можно сделать переворот, особенно когда речь идет об Армении, и о США, Европе или даже России. Вашингтон и Москва могут вертеть любым политиком, который избирется таким способом, каким избирался Серж Саргсян в 2008 году. Внешним силам вовсе не нужно будет поддерживать действующего президента на выборах, чтобы потом делать из него марионетку. Наоборот, силы, делающие в свое время “цветные” революции поняли, что гораздо легче повлиять на любого человека, который избирется, чем делать революцию, чтобы поставить у власти нужного им человека. Посмотрите, сколько раз Запад разочаровался в поставленными им Ющенко и Саакашвили. И даже если политик приходит к власти легитимным путем, влияние сверхдержав на небольшую страну от этого никуда не девается.