Вчера власти США разморозили иранские активы на сумму 8 миллиардов долларов. Это стало одним из результатов договоренности в Женеве между Тегераном и главами МИД "шестерки" посредников (Россия, США, Китай, Великобритания, Франция, Германия). Согласно договоренности, Иран сократит работы в рамках ядерной программы, предоставит международным экспертам доступ для более тщательных проверок, а в ответ экономические санкции Запада в отношении Тегерана будут ослаблены.
Правда, президент США Барак Обама предостерег: "Если Иран не полностью выполнит свои обязательства за шесть месяцев, то мы обратим вспять смягчение санкций и увеличим давление". Однако в целом к достигнутым договоренностям благожелательно отнеслись и в США, И в Европе, и в Пекине. "Соглашение поможет поддержать международную систему ядерного нераспространения, а также гарантирует мир и стабильность на Ближнем Востоке", - заявил министр иностранных дел Китая Ван И.
Между тем в России призывают не переоценивать значимость подписанного этого документа. Как заявил "Вестнику Кавказа" директор Центра общественно-политических исследований Владимир Евсеев: "Это важно, но это лишь отодвинуло проблему, это лишь тактический успех. Иран не получил того, что хотел – отмены санкций в нефтехимической и банковской сфере. Вместо этого будут разморожены только активы шаха, которые находятся в США, и речь идет лишь о 3 млрд долларов. По словам представителей США, Иран получит доступ к 7 млрд долларов. При этом из-за действующих сейчас санкций Тегеран ежегодно теряет около 50 млрд долларов".
По мнению Владимира Евсеева, о крупном успехе можно было бы говорить только в том случае, если бы Иран взял на себя обязательства соблюдать условия дополнительного протокола к соглашению МАГАТЭ. "Однако то, что сейчас согласовали, не прорыв, а лишь продление срока доверия на шесть месяцев. Это будет лишь отдаление проблемы, а не стратегический успех. Это беспокоит, поскольку, если отодвигать проблему, не решая, в будущем можно ее вообще не решить", - выразил опасения эксперт.
Достигнутое в Женеве соглашение "шестерки" с Ираном стало главной темой обсуждения в израильских политических, военных и журналистских кругах. Как сообщает корреспондент "Вестника Кавказа" в Израиле Пётр Люкимсон, с осуждением документа уже выступил премьер-министр Биньямин Нетаньяху: "Впервые ведущие державы мира согласились с обогащением урана в Иране, проигнорировав решения Совета Безопасности ООН, которые сами же инициировали… С Ирана снимаются санкции в обмен на косметические уступки, которые за несколько недель можно отыграть назад".
По словам министра иностранных дел Авигдора Либермана, договор представляет собой огромную дипломатическую победу Ирана, так как тот добился всех поставленных целей: оставил за собой право на обогащение урана, сохранил все центрифуги и ядерный реактор в Араке и при этом значительно ослабил санкции. В связи с этим, продолжил Либерман, Израиль свободен от каких-либо обязательств в связи с этим договором и считает, что "все опции остаются открытыми" (то есть и опция военного удара по иранским ядерным объектам). Договор в Женеве, подчеркнул Либерман, создал принципиально новую политическую реальность, как на Ближнем и Среднем Востоке, так и во всем мире, так как самым непосредственным образом затрагивает интересы не только Израиля, но и Саудовской Аравии, стран Персидского Залива, Египта и Турции. Хотя об этом и не было сказано прямо, Либерман явно намекнул на то, что все эти страны могут составить будущую антииранскую коалицию.
"Мы проснулись утром в реальности, в которой подписан очень, очень плохой договор. Этот договор дает Ирану ровно то, чего он добивался - существенное облегчение санкций, но при этом сохраняет самые важные составляющие их ядерной программы. Если через пять лет взорвется ядерный чемоданчик в Нью-Йорке или Мадриде, это будет прямым следствием подписанного утром договора. Важно, чтобы мир знал: Израиль не будет поддерживать соглашение, которое подвергает опасности существование нашей страны", – заявил министр экономики Нафтали Беннет.
Министр по делам разведки и стратегии Юваль Штайниц отметил, что этот договор приближает Иран к созданию собственного ядерного оружия под прикрытием Запада – просто Исламская республика будет до поры до времени выдавать свои планы по созданию такого оружия за "развитие мирного атома", а потом создаст его в течение пары-тройки недель.
Корреспондент "Вестника Кавказа" попросил прокомментировать достигнутое соглашение директора департамента Ирана в министерстве разведки и стратегии Израиля Симу Шайн.
"Вне сомнения, этот договор представляет собой огромную победу Ирана. И дело не только в том, что он дает ему возможность продолжать ядерную программу, ослабляя санкции, но и в том, что это соглашение, по сути дела, выводит Иран из международной изоляции, в которой он находился десятилетиями со времен аятоллы Хомейни. Таким образом, речь идет не о тактическом, а о стратегическом достижении Тегерана. У меня нет сомнений и в том, что Запад мог бы достигнуть лучшего варианта договора, так как Иран крайне нуждался в этом соглашении", - считает она.
При этом Шайн видит в произошедшем и положительные моменты, которые "состоят в том, что Израиль официально и в самом деле не имеет никакого отношения к данному договору, он ни к чему нас не обязывает и наши руки развязаны. В то же время некоторые израильские требования Западом были все же учтены, включая и требования о более жестком контроле за соблюдением Ираном условий соглашения".
По ее мнению, в сложившейся ситуации Тель-Авиву необходимо "ждать и пристально следить за происходящим. Весь исторический опыт показывает, что Иран никогда не соблюдал соглашения и не следовал взятым на себя обязательствам. Почти уверена, что он нарушит их и на этот раз – либо те пункты, которые касаются ослабления санкций, либо пункты, ограничивающие его ядерную программу. На этом этапе у Израиля появится право вмешаться и потребовать от мирового сообщества действовать".
Пока трудно сказать, последуют ли израильские политики совету Шайн и будут ли они сидеть, сложа руки, в ожидании ошибки правящего режима Ирана. В связи с этим стоит напомнить, что, по сообщениям ливанских источников, в дни визита президента Франции Олланда в Иерусалим туда же прибыл шеф разведки Саудовской Аравии принц Бандар бин-Султан и провел тайные переговоры с Олландом и Биньямином Нетаньяху.
Не исключено, что эти переговоры были первым шагом в создании той арабо-израильской антииранской коалиции, на которую намекнул Либерман. Как предполагается, помимо Израиля и Саудовской Аравии, в коалицию войдут Катар, Кувейт, ОАЭ, Иордания и Египет. Не исключено, что на каком-то этапе Турция тоже решит забыть о своих дрязгах с Израилем и Египтом и присоединится к этому союзу из глобальных геополитических интересов.
Если это в самом деле так, Либерман прав - мир вступил в принципиально новую политическую реальность.