Вестник Кавказа

Гюмри: шок от тройного преступления

Сусанна Петросян, Ереван

Убийство семьи Аветисянов в Гюмри, в котором обвиняется солдат-срочник 102-ой российской базы Валерий Пермяков, потрясло армянскую общественность. Мотивы злодеяния, в результате которого из автомата были убиты шесть человек, в том числе и двухлетний ребенок (выжил лишь шестимесячный младенец), пока неизвестны. Следственный комитет Армении принял решение о привлечении Пермякова в качестве обвиняемого по признакам пункта 1 части 2 статьи 104 УК Армении - "убийство двух и более человек". Преступление вызвало в Армении всю гамму эмоций: от сострадания, ощущения огромной трагедии, до гнева и ожидания справедливого возмездия. Не обошлось и без антироссийских настроений, наиболее откровенным проявлением которых стало автомобильное шествие в Гюмри 14 января и последовавшая многолюдная акция у российской базы, участники которых требовали, чтобы находящийся на военной базе Пермяков был передан армянским правоохранителям и суд над ним состоялся именно в Армении.

Эмоциональный накал используется для нагнетания антироссийских настроений представителями некоторых неправительственных организаций, финансируемых с Запада. Звучат призывы "правозащитников" о нецелесообразности дальнейшего пребывания на территории Армении российской военной базы, о том, что российская власть должна попросить прощения у армянского народа. На фоне в целом положительного отношения населения к России и осознания многими того, что преступления не имеют национальности и географии, вероятность того, что проявления антироссийских настроений перерастут в более масштабные или длительные акции, не высока. По словам депутата от фракции АРФ "Дашнакцутюн" Армена Рустамяна, "произошедшее не следует связывать со статусом российской военной базы и переносить в поле отношений между двумя странами". Вместе с тем, депутат указал на проблемы с дисциплиной на базе - Пермяков, который в день преступления 12 января нес караульную службу, покинул свой пост, убежал из военной части, прихватив при этом автомат. Глава парламентской фракции правящей Республиканской партии Армении Ваграм Багдасарян выразил недоумение тем, что в контексте случившегося вдруг стал подниматься вопрос о целесообразности дальнейшего пребывания российской военной базы в Армении.

Отметим, что это второй подобный инцидент. В 1999 году двое военнослужащих из гюмрийского погранотряда, крепко выпив, самовольно оставили расположение части и отправились на городской рынок, где намеревались раздобыть новую порцию спиртного. Спор с продавцами, которые отказывались продавать спиртное едва державшимся на ногах солдатам, перерос в крупную ссору. Пограничники вернулись в часть, избили караульного, отобрали у него автомат, вернулись на рынок и открыли беспорядочный огонь. В результате два человека были убиты, восемь ранены. Пограничники были обезоружены продавцами рынка и доставлены в полицию. Еще один инцидент, который правда напрямую не был связан с взаимоотношениями населения и военнослужащих, произошел в 2013 году, когда два подростка из близлежащего к базе села в поисках металлолома проникли на танковый полигон, где подорвались на мине. Что касается произошедшего 12 января, то остается открытым вопрос, где будут судить признавшего свою вину российского солдата - в Армении или в России. По заявлению пресс-службы Генпрокуратуры Армении от 13 января, по итогам обсуждений с российскими коллегами принято решение оставить Пермякова под контролем правоохранительных органов РФ и не передавать его армянской стороне. Решение было принято на основании пункта 1 статьи 61 УК РФ, по которому гражданин РФ не может быть выдан другому государству. Подобный запрет установлен также положениями статьи 30.1 Конституции Армении. Однако уже на следующий день генпрокурор Армении Геворк Костанян заявил, что Пермяков будет привлечен к уголовной ответственности на территории Армении: "Мы все будем иметь возможность следить за процедурой привлечения Пермякова к уголовной ответственности".

Ему инкриминируют три преступления, одно из которых - самовольный уход с поста, было совершено на территории базы, находящейся под российской юрисдикцией, а два других - на территории Армении (убийство шести человек и попытка пересечения армяно-турецкой границы, где он был обезврежен российскими пограничниками, а затем доставлен на базу). Согласно статье 4 армяно-российского соглашения "О юрисдикции и взаимной правовой помощи, связанной с нахождением российской военной базы на территории РА", в случае преступлений лиц, приписанных к военной базе, совершенных на территории Армении, применяется законодательство РА и в их отношении действуют компетентные органы РА. Между тем, статья 5 того же договора гласит о том, что преступления, совершаемые военнослужащими на территории российской военной базы как против других военнослужащих, как например, воинские преступления, подлежат расследованию со стороны российских военных правоохранительных органов. Словом, документ четко оговаривает действие законов той или иной страны, в зависимости от места преступления.

Сегодня в соответствии с этим соглашением и с учетом специфики преступления, правоохранители России и Армении ведут совместное расследование, которое может растянуться надолго. Интересно, что суд над двумя пограничниками, которым в 1999 году было предъявлено обвинение в умышленном убийстве при отягчающих обстоятельствах, по согласованию между российскими и армянскими судебными органами проходил в Армении под председательством армянского судьи. Отбывали наказание российские солдаты также на территории Армении. Все парламентские политические силы, вне зависимости от того, к какому лагерю они принадлежат, заняли сдержанную позицию, не принимают участия в нагнетании антироссийских настроений.

47900 просмотров