Поствыборные процессы в Армении продемонстрировали, что властям, несмотря на все обещания, так и не удалось провести беспрецедентные по уровню организации и демократичности выборы, без каких-либо потрясений.
Первым потрясением стало покушение на одного из кандидатов в президенты Паруйра Айрикяна. Следующим потрясением - череда митингов кандидата занявшего второе место, лидера партии "Наследие", бывшего гражданина США и экс-министра иностранных дел (1991-1992) Раффи Ованнисяна. Последний уверен в том, что реальную победу на выборах 18 февраля одержал именно он в соотношении 80% к 20%. Ованнисян на одном из многотысячных митингов в Ереване провозгласил себя четвертым президентом Армении и призвал избирателей бороться за возвращение "украденных голосов".
Все попытки властей обеспечить спокойные выборы, которые были сосредоточены на борьбе с основными политическими оппонентами президента (лидерами радикально оппозиционного Армянского национального конгресса (АНК) и умеренно оппозиционной партии "Процветающая Армения" (ППА) Левона Тер-Петросяна и Гагика Царукяна) оказались напрасными. Неучастие этих политиков в президентской гонке, не стало сдерживающим фактором в развитии поствыборных процессов, которым по уже устоявшейся армянской политической традиции сопутствует волна народного недовольства. Отказ от участия в выборах ведущих оппозиционных сил - АНК, ППА, а также АРФ "Дашнакцутюн" оказался недостаточным фактором для предотвращения волны народного гнева.
Главной причиной протестных настроений стала тяжелейшая социально-экономическая ситуация. За пять лет правления нынешней администрации ни одна из проблем, включая снижение непомерно высоких по отношению к средней зарплате цен на товары и услуги, создание рабочих мест, что помогло бы сократить безработицу и продолжающуюся миграцию, так и не была решена. Только по официальным данным, в стране порядка 35% бедных. Отсутствие хоть какого-то намека на улучшение социального положения, на реальные демократические и экономические преобразования способствует сохранению в обществе высокой температуры, достаточной для того, чтобы в подходящий момент вылиться в протесты против действующей власти.
По убеждению, многих политологов, голоса, отданные за Ованнисяна, это голоса против действующей власти. Представители оппозиции и эксперты скептически оценивают шансы движения, возглавляемого Ованнисяном. Так, по словам представителя АНК Гургена Егиазаряна, Ованнисян организовал митинги, однако ничего конкретного пока не сказал, не видны и его дальнейшие планы: "Это были бесплодные собрания. Ованнисян говорит: пусть Серж придет и передаст мне власть. Это - из области сказок, и не содержит в себе каких-либо серьезных элементов, это просто шутовство". "Действия Раффи Ованнисяна не способны привести к чему-то серьезному. Поствыборные процессы в Армении завершены, и сейчас идет вялая попытка создать видимость продолжения этих процессов",- считает заместитель директора института "Кавказ" Сергей Минасян.
Постараемся понять причины происходящего.
Во-первых, лидер партии "Наследие" не пользуется никакой серьезной политической поддержкой. Среди окружающих сегодня Ованнисяна деятелей - бывший кандидат в президенты, объявивший голодовку против действий правящей партии, нацеленных на фальсификацию выборов, Андреас Гукасян, бывший представитель АНК, недовольной проводимой руководством АНК "пророссийской" политической линией Карапет Рубинян и прочие маргиналы.
Во-вторых, у партии "Наследие" нет организационного опыта и развитой сети территориальных структур.
В-третьих, сам Ованнисян выдвигает незаконные требования, в частности предлагая президенту отменить оглашенные ЦИК результаты выборов и "признать победу народа". Однако выполнение это требования лежит в компетенции ЦИК и Конституционного суда, а не в компетенции президента. Кроме того, Ованнисян потребовал от президента наказать фальсификаторов. Однако и здесь обратился не по адресу, поскольку этими вопросами занимаются правоохранительные органы и суды.
Подобные неуклюжие требования говорят о том, что у Ованнисяна и у его команды нет четкой программы действий. Сейчас провозгласивший себя четвертым президентом Ованнисян, почему-то стал ездить по областям и призывать избирателей защитить свои голоса, хотя известно, что революции обычно делаются не на периферии, а в столице. В случае же с Арменией, где в столице проживает более трети населения, эта формула полностью себя оправдывает.
О том, что это движение вскоре постепенно начнет угасать, свидетельствует и отсутствие поддержки со стороны АНК и ППА. Весьма неопределенно выглядят заявления депутата от ППА Наиры Зограбян о том, что в партии изучают и анализируют создавшуюся ситуацию, а также лидера АНК Левона Тер-Петросяна о том, что он всегда был сторонником дела, а протестующие пока ничего не сделали.
Так или иначе, президентские выборы 18 февраля продемонстрировали наличие, даже по официальным данным, большого протестного, антивластного электората. А ведь эти порядка 37% в целом по стране и 43% в Ереване голосовали только за одну оппозиционную силу, в данном случае в пользу лидера небольшой партии "Наследие".
На 5 мая намечены выборы в Совет старейшин Еревана. Они считаются важными, так как в Ереване проживает более трети избирателей. На президентских выборах Ованнисян набрал в столице 43% голосов, которые рассматриваются как протестные, причем в столице явка протестного электората была неполной. Поэтому при хорошо отлаженной и активной работе оппозиционных сил в лице АНК, ППА, АРФД и партии "Наследие" победа РПА может стать проблематичной.
Голосование в пользу Ованнисяна
Сусанна Петросян, Ереван
14030 просмотров