Брюссель расстилает красную ковровую дорожку для Азербайджана

International Policy Digest
Брюссель расстилает красную ковровую дорожку для Азербайджана

В прошлом месяце в Брюсселе был дан старт новому формату сотрудничества Европейского союза с Азербайджаном. Баку подписал документ о стратегическом партнерстве с девятью странами ЕС. В настоящее время идет работа над соглашением о стратегическом партнерстве с Европейской комиссией. О новом формате отношений между Баку и Брюсселем пишет International Policy Digest в статье  International Policy Digest в статье Brussels Rolls out the Red Carpet for Azerbaijan

В феврале Евросоюз расстелил красную ковровую дорожку для президента Азербайджана Ильхама Алиева в связи со вступлением в силу нового Соглашения о стратегическом партнерстве между ЕС и Азербайджаном. Во время визита в Брюссель Алиев назвал соглашение "новой главой" в отношениях между Азербайджаном и Европейским союзом, упомянул о важности энергетического сотрудничества для Европы, в частности о проекте Южного газового коридора, и вновь выразил разочарование в связи с неразрешенностью нагорно-карабахского конфликта.

В свою очередь президент Европейского Совета Дональд Туск отметил стратегическое значение Азербайджана для энергетической безопасности ЕС, подчеркнул недопустимость сохранения статус-кво в вопросе нагорно-карабахского конфликта и похвалил прилагаемые посреднические усилия по поиску мирного урегулирования. По словам Туска, Евросоюз выступает за сохранение суверенитета и территориальной целостности Азербайджана.

Одной из главных тем двустороннего диалога между Европейским союзом и Азербайджаном стал продолжающийся нагорно-карабахский конфликт - наследие карабахской войны 1988-1994 годов, в результате которой Армения оккупировала территории Азербайджана. Все заинтересованные стороны считают статус-кво неприемлемым, однако Баку не доволен пассивной ролью ЕС в этом вопросе. Ранее Европейский парламент продемонстрировал четкую позицию в своих резолюциях о территориальной целостности Азербайджана, выводе армянских вооруженных сил и возвращении внутренне перемещенных лиц. Однако ЕС постепенно отошел от этой позиции. Дипломатическое безразличие Евросоюза было очевидно. С одной стороны он поддерживал территориальную целостность Азербайджана, а в случае с Арменией - "право на самоопределение". Азербайджан ожидает, что Европа займет четкую позицию по урегулированию конфликта в соответствии с международным правом.

Энергетический диалог остается важным аспектом сотрудничества между Азербайджаном и ЕС. Подписание Меморандума о взаимопонимании по стратегическому партнерству в энергетической сфере (2006 год) и Совместной декларации по Южному газовому коридору (2011 год) стало правовой основой энергетических отношений, которая имеет большое значение с точки зрения безопасности поставок энергоресурсов, устойчивого развития и бесперебойной реализации проектов, а также важной составляющей двустороннего энергетического сотрудничества с Азербайджаном. Южный газовый коридор, по которому Азербайджан будет поставлять значительные объемы природного газа в Европу, имеет чрезвычайно важное значение для ЕС, поскольку будет способствовать диверсификации источников энергии и даст энергетическим компаниям преимущество на переговорах о ценах на газ с другими поставщиками. Продолжающаяся успешная реализация проекта - хороший пример реального управления проектом с участием стран-членов и стран-кандидатов, которого не хватало при реализации проекта ″Набукко″.

Азербайджан также является важным стратегическим партнером Евросоюза в реализации масштабных энергетических и транспортных проектов в рамках транспортного коридора Восток-Запад. Отношения с ЕС позволили Азербайджану избавиться от влияния советского наследия на экономику и институциональные структуры, приступив к проведению всеобъемлющей политики реформ. Техническая и финансовая помощь Европейского союза сыграла свою роль в переходе Азербайджана к процессу строительства независимого государства. В свете нестабильных цен на нефть ЕС является важным партнером для Азербайджана в плане опыта диверсификации экономики и развития ненефтяного сектора.

Вместо того чтобы проводить радикальную проевропейскую внешнюю политику, Азербайджан выбрал многовекторный подход. Несмотря на ухудшение отношений с Евросоюзом, Азербайджан не проявил интереса к вступлению в Евразийский экономический союз, и выстроил свою внешнюю политику вокруг прагматических принципов. Он не придерживается идеологических шаблонов и не изолирует себя, присоединяясь к определенным экономическим или военным блокам. Таким образом отношения между ЕС и Азербайджаном оказались одним из прагматичных аспектов внешней политики Баку.

Вместо того чтобы изолировать Азербайджан, предлагая жесткие условия, Евросоюз должен стремится к еще более близкому сотрудничеству. Позиция ЕС по нагорно-карабахскому конфликту и армянской оккупации, которая нанесла серьезный удар по суверенитету Азербайджана, должна соответствовать международному праву и носить скорее оперативный, а не декларативный характер.

17135 просмотров
Поделиться:
Распечатать:
* - запрещенная в России террористическая группировка