Вестник Кавказа

Армения между президентскими выборами и выборами в Совет старейшин Еревана

Сусанна Петросян, Ереван
Армения между президентскими выборами и выборами в Совет старейшин Еревана
© Фото: Мария Новоселова/ “Вестник Кавказа“
Март в Армении был ознаменован судебным процессом в Конституционном суде (КС) по искам двух бывших кандидатов в депутаты директора "Радио-Ай" Андриаса Гукасяна и основного соперника президента Сержа Саргсяна, председателя парламентской оппозиционной партии "Наследие" Раффи Ованнисяна. Они требовали от КС признать итоги президентских выборов 18 февраля недействительными. Отклонение исков не стало неожиданностью для армянской общественности - по устоявшейся традиции, КС в Армении выполняет распоряжения исполнительной власти.

Правда, на этот раз, в отличие от 2003 и 2008 годов, когда предвыборные штабы оппозиционных кандидатов в президенты соответственно Степана Демирчяна и Левона Тер-Петросяна имели серьезную доказательную базу, иск представителей "Наследия" не был подкреплен необходимой правовой базой и носил малообоснованный характер. К сожалению, голословные заявления истцов, обвиняющих ЦИК в подтасовках цифр, бросили тень на правовую сторону процесса борьбы оппозиции. Теперь может сложиться ошибочное мнение о том, что армянская оппозиция всегда использовала свое право обращаться в КС лишь как еще одну трибуну для выражения своей политической позиции.

Так или иначе, решение КС подвело черту под поствыборными процессами в Армении. Они, в отличие от поствыборных процессов 2003 и 2008 годов, не отличались активностью и масштабностью. За Ованнисяна, по данным ЦИК, проголосовало 540 тыс. избирателей, но его митинги собирают лишь несколько тысяч. Вероятно, это показатель уровня протестного голосования и уже 5 мая на выборах в Совет старейшин сложится совершенно иная картина голосования, поскольку протестные голоса разделятся и уйдут к своим "законным" адресатам в лице более влиятельных оппозиционных политических сил – Армянского национального конгресса, партии "Процветающей Армении" (ПА) и АРФ "Дашнакцутюн".

Ованнисян и его соратники так и не сумел добиться поддержки других оппозиционных сил. Уж слишком последовательно они критиковали ППА, заявляя, что эта сила продолжает оставаться частью власти, а ее лидер Гагик Царукян олигархом. А за сотрудничество с ППА нападкам "Наследия" подвергался АНК.

К движению "Наследия" не присоединились даже малозначительные партии, лишь отдельные представители интеллигенции и общественных организаций выражают поддержку Ованнисяну, чего однако недостаточно для трансформации протестов в широкое общественно-политическое движение. Протестный электорат, солидную часть которого составляет радикально настроенные граждане, с подозрением относятся к тому, что Ованнисян не допускает скандирования "Серж, уходи!" и объявляет таких участников акций протеста провокаторами. Недоумение вызвала и встреча Ованнисяна с президентом, а также его бесконечные заверения в том, что он готов встретиться на площади Свободы с Сержем Саргсяном.

Напомним, что АНК, который пошел летом 2011 года на переговоры с властью для освобождения активистов оппозиции, во многом потерял в глазах непримиримого электората. Это отразилось на результатах парламентских выборов 6 мая прошлого года, когда АНК получил всего 7% - в три раза меньше, чем набрал на президентских выборах 2008 года лидер АНК, бывший президент Левон Тер-Петросян.

Радикализм значительной части протестного электората в Армении совершенно обоснован, учитывая безутешную социально-экономическую ситуацию. В этом плане заявления Ованнисяна о необходимости отставки чиновников различного ранга не вызывают понимания среди многих граждан, которые ожидают от движения конкретных шагов, направленных на реальное изменение ситуации.

Не исключено, что именно нестыковка заявлений находящейся сегодня на площади Свободы оппозиции с ожиданиями граждан и стала причиной столь быстрого угасания и без того небольшой волны народного недовольства и возможно стала причиной выбора Ованнисяном новой формы протеста против сфальсифицированных выборов - проведения голодовки.

Руководитель политологического центра "Верелк" ("Подъем") Арцрун Пепанян считает, что Ованнисяну для обеспечения успеха в дальнейшей политической борьбе было необходимо объединить все ключевые оппозиционные и полуоппозиционные силы, но каким-то причинам ему это не удалось: "В частности, АНК прежде захотел увидеть программу действий, а ППА в роли объединяющей оси видит только себя. Поэтому голодовку Ованнисяна можно рассматривать как шаг политического деятеля, оказавшегося в цейтноте. Вспомним, что он не так давно заявлял, что необходимости в голодовке больше не будет".

По словам заместителя директора Института Кавказа, политолога Сергея Минасяна, голодовка, объявленная Ованнисяном, не изменит политическую ситуацию в стране: «Если он стремится как-то кардинально изменить ситуацию, необходимы более действенные методы, к примеру, многочисленные митинги по примеру событий 2007-2008 годов, а не голодовка, хотя и митинги как таковые также не являются залогом успеха».

"Как де-юре, так и де-факто, выборы президента завершились, независимо от того, какие сейчас шаги предпринимает Раффи Ованнисян будь-то митинги, или голодовки",- полагает политтехнолог Армен Бадалян.

Поскольку итоги президентских выборов были предрешены, они не возымели серьезного воздействия на расклад политических сил. По-прежнему власть в лице правящей Республиканской партии Армении и ее партнера по правящей коалиции партии "Страна законности" продолжает оставаться хорошо организованной и сплоченной политической единицей, четко контролирующей происходящие в стране процессы. Маловероятно, что АНК, ППА и АРФД, "заморозившие" свою активную политическую деятельность во время выборов с предрешенным результатом, могли лишиться своего электората. Прогнозы подконтрольных властям политологов и социологов о том, что рейтинг АНК, ППА и АРФД, ввиду отказа от участия в выборах приблизится к нулю, оказались поспешными.

Сегодня эти силы очень серьезно готовятся к предстоящим 5 мая выборам в Совет старейшин Еревана, которые, по оценке аналитиков, могут стать важнейшим политическим мероприятием, сравнимым с парламентскими выборами.
19195 просмотров