О событиях 1918–1920 годов на Кавказе рассуждают главный редактор «ВК» Алексей Власов и директор Центра кавказоведения РГГУ Исмаил Агакишиев.
Алексей Власов
События, происходившие на Южном Кавказе в 1918–1920 годах, изучены достаточно фрагментарно, точнее сказать, они мало известны российскому читателю, для которого мартовские погромы в Баку в 1918 году или, например, война в Карабахе в 1920 году, являются страницами той истории, о которой он совершенно ничего не знает, а теперь, скорее всего, ничего и не будет знать, поскольку это уже не составная часть российской истории, а что-то, относящееся к проблемам прошлого Армении, Грузии и Азербайджана. Затрагивая в прошлой публикации тему «невыученных уроков» (См. «ВК» http://www.vestikavkaza.ru/analytics/politika/54823.html) я как раз имел в виду не Армению и Азербайджан, а именно Россию.
Исмаил Агакишиев
Да, я думаю, что это серьезная методологическая проблема, поскольку корни некоторых конфликтов даже не столь глубокие, как это кажется на первый взгляд. Вовсе необязательно погружаться в историю на 200-300 лет, чтобы попытаться понять причинно-следственную связь событий, происходивших на Южном Кавказе в конце ХХ столетия. И материал о событиях 30–31 марта в Баку читается как актуальный текст, вполне соответствующий реалиям 1980-1990-х годов, естественно с поправками на определенные реалии гражданской войны.
Алексей Власов
Смущает то, что исторические события очень часто трактуются в рамках сугубо политического контекста, ну например ситуация вокруг событий марта 1918 года, которые армянской стороной трактуются как столкновения между большевиками и силами «Мусават», во время которых армяне в лице дашнаков держали полный нейтралитет и никоим образом не участвовали в столкновениях. Если же мы читаем трактовку азербайджанской стороны, то, указывая на двусмысленность действий бакинских комиссаров, местные историки все-таки акцентируют внимание на участии в репрессиях по отношению к мусульманскому населению армянских военизированных отрядов.
Естественно, что те люди, которые историю знают, в основном, по интернет-публикациям или, к примеру, живут на улице Двадцати шести бакинских комиссаров, постепенно теряют всякий интерес к осмыслению подобного рода вопросов. Как можно найти истину на перекресте двух прямо противоположных точек зрения, когда армянская сторона ссылается на мнение публициста Сергея Рафаловича, а азербайджанские историки активно цитируют Тадеуша Свентоховского?
Исмаил Агакишиев
Полагаю, что опираться надо на источники, которые, кстати, были доступны еще в 1960-1970-е годы, например, материалы, поступившие из селений Шамахинского уезда, о зверствах по отношению к местному населению. Есть протокол допросов, есть заявления старейшин, есть даже описи уничтоженного имущества. Можно, конечно, задаться вопросом, ну а много ли людей стремятся к тому, чтобы докопаться до истины и внимательно перечитать все документы, находящиеся в распоряжении историков? Я в чем-то понимаю твой скепсис, поскольку даже менее отдаленные события, такие, например, как Ходжалы, при наличии огромной документальной базы, свидетельств очевидцев, все равно подвергаются постоянной мифологизации. Что уж тогда говорить о событиях в Карабахе в 1920 году или же о мартовском погроме в Баку.
Алексей Власов
Можно сколь угодно убедительно говорить о поколении, подрастающем в новых информационных условиях, и накладывать на него обязательства разбираться в неоднозначных исторических сюжетах. Но что это будет значить на практике спустя десятилетие? Та идентичность, которую хотят обрести вслед за независимостью страны на постсоветском пространстве, так и останется воздушным замком, построенным из высокопарных заявлений политиков и их противоречивой трактовки медиа.
Конечно, каждая национальная история будет расставлять разные акценты, ведь у них разные финалы и все они счастливые. Но если две истории противоречат друг другу, причем в ключевых вопросах взаимоотношений стран, это значит потерю доверия к обеим. Глобальное информационное пространство, на которое возлагают надежду отказывающиеся тем самым от собственных компетенций идеологи, освоит этот конфликт. Отдельные воинственно настроенные группы будут и дальше фальсифицировать эпизоды истории, подвёрстывая их под свои идеи. Но, в основном, следующее поколение имеет все шансы вкусить "истинную историю нашего народа" как один из дурных плодов глобализации.
Исмаил Агакишиев
И все равно выход один - сейчас самое время для того, чтобы объективно взглянуть на нашу общую историю. Только делать это должны не спекулянты от политики, а серьезные историки-профессионалы. «ВК» как раз и предоставляет такую возможность.
Продолжение следует
Диалоги о нашей общей истории
18625 просмотров