Несколько дней назад координатор совета общественных организаций Джавахка (так по-армянски называется часть южногрузинского региона Самцхе–Джавахети - авт.) Артак Габриелян рассказал СМИ о своем визите в Брюссель и встречах с депутатами европейского парламента. Одной из основных проблем он назвал проблему отчужденности региона от остальной Грузии. «Так было и во время Советского Союза, так и осталось. По причине проблемы языка, свою дальнейшую судьбу армяне видят не в Грузии, а в Армении, поэтому сейчас их число в РА составляет около 600 тысяч», - заявил господин Габриелян. Он пожаловался евродепутатам, что «Грузия не инвестирует в сельское хозяйство и скотоводство, распространенное в Джавахке, при этом скупая продукты за бесценок. Вместо этого власти поощряют ввоз низкокачественной продукции из Турции. Грузия проводит политику вытеснения и ассимиляции армян, и если так будет продолжаться, она достигнет успеха».
Основной целью «Джавахского движения» на данном этапе Габриелян назвал получение самоуправления: «С помощью самоуправления можно будет решить ряд культурных, языковых и экономических проблем. Республика Армения в своих отношениях с Грузией должна учитывать и выдвигать проблему Джавахка, ибо проблемы этого региона относятся ко всему армянству».
В Брюсселе Габриелян познакомил европейских парламентариев с требованиями Джавахка к грузинским властям.
Первое. Предоставление автономного территориального статуса (со своим прямым голосованием в местное собрание) Самцхе–Джавахетии и прилегающим территориям с армянским большинством Цалкского района в рамках федеральной Грузии.
Второе. Разрешение использования армянского языка в сфере госуправления в муниципалитетах Ахалкалаки и Ниноцминда, в которых армяне составляют большинство. Это обязательства, которые должна была выполнить Грузия, когда вступила в Совет Европы в 1999 году и подписывала Европейскую хартию региональных языков;
Третье. Социально-экономическое развитие и реализация проектов в регионе, чтобы сравняться в экономическом развитии с остальной частью страны.
Пятое. Улучшение армянского представительства в местных и государственных учреждениях.
Пятое. Прекращение систематического переселения не армян из других регионов страны в Самцхе-Джавахк.
Артак Габриелян также выразил желание, чтобы «европейский Союз и Европа в целом были вовлечены в этот процесс и призвали своего союзника – Грузию надлежащим образом решить вопросы, связанные с Джавахком».
В Тбилиси на этот визит не обратили особого внимания. Грузинские власти и экспертное сообщество считают абсолютно контрпродуктивной эмоциональную реакцию на подобные выходки, полагая, что любые аргументы с перечислением программ, осуществленных в Самцхе–Джавахети за последние годы, не станут весомым аргументом для противодействия латентному сепаратизму. Аргументом является лишь прагматичная заинтересованность абсолютного большинства армянского населения Джавахети в сохранении стабильности, а также возможность сравнения их нынешнего положения в социально-экономическом плане, как и в области образования, здравоохранения и коммуникаций - с ситуацией, существовавшей в регионе 5-6 лет тому назад.
В этой связи характерно мнение, которую в интервью «ВК» высказал бывший представитель президента Шеварднадзе по урегулированию конфликтов, Ираклий Мачавариани: «Обратите внимание, что чаще всего провокациями занимаются бывшие жители региона, которые находятся не в самой Джавахети, а далеко за ее пределами. Мы знаем, что некая «джавахкская диаспора» взяла на себя миссию делать заявления от имени джавахетцев. Но из региона уехали и русские духоборы. Однако они как раз подобные заявления не делают. По большому счету, эта проблема не нова. Там в разное время действовали всякие неправительственные организации, выступающие с требованием автономии. Но у них нет особого влияния. Самое главное, что Армения никогда эти требования не поддерживала (ни во время президентства Левона Тер-Петросяна, ни во времена Роберта Кочаряна, и не поддерживает сейчас, когда президент Серж Саргсян). Словом, армянское государство их никогда не поддерживало. Причина, конечно, не в особой любви к Грузии. Просто проблем у них и без того много. Грузия ведь – единственный путь для Армении в Европу. Через Иран они могут выйти только в Азию, а для контактов с Европой нужна Грузия. Поэтому сепаратистские или автономистские тенденции в Джавахети никогда не пользовались поддержкой правительства Армении. Значит, перспективы у них никакой нет».
Большинство грузинских наблюдателей согласны с тем, что Армения на данном этапе не заинтересована в обострении проблемы Джавахети - Ереван не признает независимость или автономность этого края, открыто не поддерживает автономистские устремления. Но если говорить о политической интенции армянской элиты, подобное «непризнание» или отказ от открыто декларированной поддержки вряд ли можно считать решающим фактором. Как известно, Армения до сих пор не признала независимость Нагорного Карабаха, но это обстоятельство не влияет на ситуацию де-факто. Судя по всему, именно реальное положение дел и станет определяющим для армяно-грузинских взаимоотношений на этом направлении. Пока ситуация стабильна, но имеет тенденцию если не к осложнению, то, во всяком случае, к определенному «усложнению» самой матрицы ситуации вокруг Джавахети. Одним из проявлений и стал визит в Брюссель Артака Габриеляна. Ведь совершенно очевидно, что ресурсы, необходимые для такого визита, превышают возможности самого господина Габриеляна или возглавляемой им неправительственной организации.
Джавахский «джокер»
Георгий Калатозишвили, Тбилиси
25935 просмотров