29-30 сентября в Варшаве проходил второй саммит стран-членов программы "Восточное партнерство". В мероприятии приняли участие представители 27 стран-членов ЕС, а также шести "восточных партнеров": Армении, Азербайджана, Грузии, Молдавии, Украины и Белоруссии. Саммит "Восточного партнерства" проводится раз в два года, первый раз он был организован в 2009 году в Праге.
Проведение саммита в Польше довольно символично. Именно Польша, председательствующая в ЕС, считается основным связующим звеном Европы со странами-участницами "Восточного партнерства". Основной вопрос, стоящий на повестке дня: как ЕС может улучшить и развить отношения со своими восточными соседями. Бундесканцлер Ангела Меркель, участвующая в саммите, прокомментировала немецкому телевидению основные задачи и цели программы: "У каждой из стран есть свои проблемы, в частности, региональные конфликты, которые они должны решить. Но в данной инициативе на первом плане стоит то, что этим странам следует обеспечить более тесную связь с ЕС. Это охватывает как экономическое сотрудничество, так и создание тех ценностей, которые мы имеем, и которыми мы делимся друг с другом в ЕС". На Варшавском саммите европейцы решили не обходить острых углов в своих отношениях с Украиной и Белоруссией.
Поводом для критики Украины стало нашумевшее дело Юлии Тимошенко. Премьер-министр Польши Дональд Туск не стал скрывать недовольства по поводу судебного процесса над ней. "Ожидания Европы в области демократии и прав человека от стран, которые хотят приблизиться к ЕС, очень высоки. Меня радует, что господин президент понял мое послание в этой связи". Европейские СМИ предполагают, что в случае осуждения Тимошенко на тюремный срок, ассоциативный договор между ЕС и Украиной подписан не будет.
Но если с Украиной говорят пока "по-хорошему", то с Белоруссией дела обстоят куда критичнее. Так, по прошествии первого дня саммита Ангела Меркель была настроена крайне пессимистично. После длившейся около часа встречи с представителями белорусской оппозиции, она заявила: "В данный момент мы не видим в Белоруссии демократизации. Если она начнется, то мы, конечно же, постараемся оказать поддержку Белоруссии. Но, говоря откровенно, то, что я вчера услышала, не внушило мне особого оптимизма".
Второй день ознаменовался еще большим накалом страстей - место Белоруссии на саммите пустовало. Официальная причина неучастия - страна чувствует себя дискриминированной, так как белорусскому послу не было позволено присутствовать на ужине глав государств и правительств 29 сентября. Отметим, что министр иностранных дел Белоруссии Сергей Мартынов изначально отказался ехать на саммит, а президент Лукашенко не мог в нем участвовать в связи с запретом на въезд в ЕС.
В то же время, европейцы пообещали Белоруссии гранты и кредиты в размере 9 млрд евро, в случае, если в стране будут освобождены все политзаключенные и проведены выборы по стандартам ОБСЕ.
Несмотря на возникшие в ходе мероприятия трения с Белоруссией и Украиной, итоги саммита были представлены в позитивном духе. Как сообщает специальный корреспондент 1news.az в Польше, об этом на состоявшейся по итогам саммита пресс-конференции заявил Дональд Туск. По его словам, саммит и принятые на нем решения показывают, что страны-партнеры ЕС по программе «Восточное партнерство» основываются на общих ценностях. «На саммите было достигнуто соглашение о возможных сроках заключения ассоциативного соглашения с Украиной в 2012 году и начале в конце этого года переговоров по созданию единой торговой зоны с Грузией и Молдавией», - сказал премьер-министр.
В свою очередь председатель Совета ЕС Герман ван Ромпей отметил, что реализуемая в течение 2 лет программа «Восточное партнерство» остается приоритетом для Евросоюза, и в направлении ее реализации достигнуты значительные успехи. По его словам, на саммите был сделан серьезный шаг по ликвидации визового режима со странами-участницами программы, особенно с Молдавией и Украиной.
В итоговой декларации, принятой на саммите, говорится, что «разрешение конфликтов, создание атмосферы доверия и добрососедских отношений имеют важное значение для экономического и социального развития и сотрудничества в регионе». В декларации приветствуется завершение переговоров ЕС с Грузией по упрощению визового режима. Подобные переговоры ведутся с Украиной и Молдавией и начались с Азербайджаном и Арменией. Участники саммита поприветствовали также «усиление роли ЕС в урегулировании конфликтов и усилия по укреплению мер доверия в рамках или в поддержку существующих согласованных форматов и процессов, в том числе путем присутствия на местах, когда это необходимо».
Но принесет ли программа реальные результаты, или же все ограничится красивыми фразами? Немецкий политолог Корнелиус Охманн, эксперт фонда Бертельмана по постсоветскому пространству сказал в интервью австрийскому общественному радио: "Если бы "Восточного партнерства" не было, то его надо было бы создать. Потому что ЕС не может смотреть только в южном направлении, нам необходима ясная политика и на востоке. И проведение нынешнего саммита в Варшаве ясно сигнализирует, что европейская политика смотрит и в восточном направлении". Охманн также сделал упор на поддержку демократических процессов в странах, отметив при этом и важность экономических компонентов.
С экспертом нельзя не согласиться в том, что Европе необходимо выработать общую и ясную восточную политику. Но для того, чтобы она была успешной, плоды этой политики должны быть видны и населению стран-партнеров. Как справедливо заметил в интервью "Вестнику Кавказа" другой немецкий эксперт Штефан Майстер, ЕС в реальности проводит немалую работу со странами Южного Кавказа, выделяет финансовые средства, но все это остается незаметным для населения.
Устранение визового режима стало бы, безусловно, конструктивным шагом со стороны ЕС, который был бы оценен как правительствами, так и рядовыми гражданами. В конечном счете, отмена визового режима способствовала бы существенной интенсификации контактов и, как следствие, усилению европейского влияния и европейских ценностей в обществах данных стран. Это также является, наравне с диалогом с правительством, необходимым фактором для создания либеральной атмосферы в стране.
В то же время, очевидно, что политика ЕС в отношении нерешенных конфликтов на постсоветском пространстве продолжает хромать. За расплывчатыми формулировками об урегулировании на основе международного права скрывается неспособность или нежелание ЕС играть более активную роль в разрешении этих конфликтов. О реальном усилении роли ЕС, которое приветствуется в итоговой декларации, вряд ли приходится говорить. Особенно на Южном Кавказе, ведь если приднестровский конфликт постоянно "на виду" хотя бы из-за географического положения Молдавии и ее близости с Румынией, то здесь территориальные конфликты имеют слабые шансы стать основным пунктом на повестке дня.
Другая сторона вопроса - чего ожидают страны-партнеры от ЕС? Как сказал бывший еврокомиссар по расширению Союза и вице-президент ЕС Гюнтер Ферхойген в интервью Tagesschau, "наши соседи ожидают от нас больше, чем мы готовы им дать. Из шести стран как минимум четыре хотели бы стать членами ЕС. И они не понимают, почему мы требуем от них как от партнеров так много, если в конце не сулим им большую награду в виде членства. И я не думаю, что на варшавском саммите эта проблема может быть решена. ЕС абсолютно не готов принимать в себя новые страны".
Следует признать, что практическая реализация целей и задач "Восточного партнерства" осложняется множеством факторов. Во-первых, это несоответствие между ожиданиями постсоветских республик и требованиями европейцев. Во-вторых, отсутствие в Европе единого понимания основных приоритетов во внешней политике, где разные страны по-разному оценивают важность восточных соседей. К примеру, Англия, Франция, Испания и Италия проигнорировали первый саммит "Восточного партнерства" в 2009 году в Праге, да и сейчас лидеры Франции и Великобритании не сочли нужным приехать в Варшаву. В-третьих, Европа сейчас настолько сильно увязла в собственных проблемах, что об активной политике на восточном направлении ей думать сейчас не приходится. И, наконец, сами страны-партнеры преследуют различные интересы. На примере Южного Кавказа отчетливо видно, насколько сильно разнятся внешнеполитические устремления каждой из стран. Таким образом, перспективы этого европейского проекта, на данный момент, кажутся вовсе не такими радужными.
"Восточное партнерство" продолжается
Орхан Саттаров, руководитель европейского бюро "Вестника Кавказа"
19900 просмотров