За период с января 2015 года по январь 2016 года Россия увеличила объем вложений своих средств в ценные бумаги правительства США на $14,7 млрд - с $82,2 млрд до $96,9 млрд, - говорится в ежемесячном докладе министерства финансов США за январь о вложении другими странами денежных средств в американские государственные облигации.
По информации минфина США, в июне прошлого года вложения России в такие ценные бумаги составляли $72 млрд, в июле - $82,1 млрд, в августе - $89,9 млрд, в сентябре - $89,1 млрд, октябре - $82 млрд, в ноябре - $88 млрд и в декабре - $92,1 млрд. Между тем, в октябре и ноябре 2014 года эти показатели составляли $108,9 млрд и $108,1 млрд. Таким образом, объем вложений России начал значительно снижаться с декабря 2014 года, когда этот показатель составлял уже $86 млрд. Тенденция изменилась в мае прошлого года, когда этот показатель увеличился до $70,6 млрд с апрельских $66,5 млрд, - передает ТАСС.
Россия продолжает занимать 15-е место в распространенном списке. Главным же держателем американских государственных ценных бумаг остается Китай, чьи вложения в январе достигали $1,237 трлн. На втором месте после КНР находится Япония - $1,123 трлн. В настоящий момент иностранные государства владеют американскими ценными бумагами на сумму в $6,183 трлн.
"Вестник Кавказа" поинтересовался у экспертов, почему российские финансовые институты продолжают инвестировать в американские ценные бумаги, несмотря на экономическую агрессию США против России.
Как отметил в беседе с корреспондентом агентства председатель правления Национальной валютной ассоциации (НВА) Дмитрий Пискулов, это все идет из старых времен, когда сложилась система управления государственными валютными резервами, которыми управляет банк России.
"У нас сложилась ситуация, это во всем мире давно, что основные расчеты на мировых рынках вообще в международной торговле происходят в американских долларах. Основная валютная выручка приходит в долларах, соответственно, основная часть валютных резервов РФ тоже находится в долларах. Эти деньги должны где-то храниться. Они, по естественному принципу любого инвестиционного фонда, хранятся по принципу портфеля в разных активах, в разных видах ценных бумаг, они лежат и на банковских депозитах, в сделках РЕПО, они лежат, в том числе, или государственных облигациях, в данном случае это treasury bills США, или в каких-то облигациях мультинациональных банков, номинированных в долларах - например, Европейского банка Реконструкции и Развития (ЕБРР), то есть банков с хорошим рейтингом", - рассказал эксперт.
"Делается это для того, чтобы резервы приносили доход, а не лежали просто пустым грузом. Поэтому это - сложившаяся практика, которая давно существует. На самом деле, она носит экономический характер: нельзя ее напрямую увязывать с военно-политическим соперничеством. Америка не является нашим официальным врагом - скорее, пресса так интерпретирует. У нас есть спорные моменты, но при этом и есть и сотрудничество", - отметил Дмитрий Пискулов.
"Многие страны, которые проводят расчеты в долларах, а доллар - это основная резервная и расчетная валюта, держат валютные резервы в долларах США, и, соответственно, они - Китай, например - тоже вкладывают в американские облигации. Мы сокращали эти вложения, они могут и расти в какой-то момент, это зависит от доходности тех или иных инструментов. США могут повысить ставку, а если они собираются повышать ставку, доходность по облигациям повышается, это выгодно. Это не носит черты политического характера. Это, скорее, экономические меры", - пояснил председатель правления НВА.
В то же время эксперт отметил, что риски замораживания российских вложений при этом не учитываются.
Доцент кафедры "Фондовые рынки и финансовый инжиниринг" РАНХиГС Василий Якимкин, в свою очередь, пояснил, что Россия инвестирует в американские ценные бумаги не из соображений финансовой доходности, так как в случае с облигациями правительства США она стремится к нулю, а для обслуживания корпоративного долга.
"Хотя он и сокращается, но все равно сейчас он все еще велик - чуть меньше $500 млрд. Для его обслуживания нам надо брать кредиты, а поскольку западные банки их нам не выдают, мы переключились на азиатский регион. Однако там тоже требуют гарантии. Самые же ликвидные гарантирующие инструменты - это облигации казначейства США", - пояснил он.
Эксперт уточнил, что российская сторона приобретает короткопериодные облигации - treasury bills, то есть векселя казначейства США, обладающие практически нулевой доходностью, но позволяющие получить у азиатских банков кредиты с хорошей, сравнительно низкой процентной ставкой, чтобы было легко их потом обслуживать. "Понятно, что даже китайские банки из-за американского давления во многом сворачивают свою совместную деятельность с российскими банками. Но, тем не менее, есть возможность поработать и с крупными китайскими госбанками, и с крупными тайваньскими и гонконгскими банками. Именно эти кредитные линии пытаются нащупать наши финансовые топ-менеджеры", - поведал доцент кафедры "Фондовые рынки и финансовый инжиниринг" РАНХиГС.
По его словам, российские финансовые власти могли бы вложиться в более доходные ценные бумаги, однако они не смогли бы выступить в роли гарантийных инструментов. "А кредиты бизнесу нужны, хотя бы для того, чтобы гасить предыдущие кредитные линии в западных банках", - отметил Якимкин.
Аналитик пояснил, что, несомненно, при этом учитываются риски, например, связанные с замораживанием российских вложений, но в любом случае Америка на это не пойдет. "Скорее, в случае дальнейшего обострения, они попробуют отключить нас от SWIFT", - считает он.
"В случае же замораживания российских счетов может забеспокоиться Китай, который вложил в американские гособлигации сразу $1,237 трлн, а также другие зарубежные инвесторы, которые инвестировали в казначейские обязательства в общей сложности $6,183 трлн. А Вашингтон едва ли захочет их пугать", - пояснил доцент кафедры "Фондовые рынки и финансовый инжиниринг" РАНХиГС.
Именно поэтому, несмотря на антироссийские высказывания, США не будут препятствовать покупке нами их долговых бумаг, будут в срок их гасить и возвращать нам деньги. "Эти вложения будут заморожены, только если начнется военное противостояние с США. Но я думаю, что до этого не дойдет: никто этого не допустит", - заключил Василий Якимкин.