Вестник Кавказа

Военно-техническое сотрудничество России и Ирана идет по нарастающей - эксперты

Военно-техническое сотрудничество России и Ирана идет по нарастающей - эксперты
© Фото: Сайт президента России

Военно-техническое и военное сотрудничество между Россией и Ираном постоянно развивается, и встреча президентов Владимира Путина и Хасана Рухани 8 августа в Баку, на которой планируется обсудить в том числе и этот аспект двусторонних отношений, внесет свой вклад в упрочение российско-иранского взаимодействия. Об этом в беседе с корреспондентами "Вестника Кавказа" рассказали эксперты Станислав Притчин и Владимир Сажин.

Сотрудничество между РФ и ИРИ идет по нарастающей, отметил научный сотрудник Института востоковедения РАН Станислав Притчин.

"Способствует этому постепенное снятие санкций против Ирана. Реально активизация диалога, в том числе и по военно-техническому сотрудничеству, произошла еще до отмены санкций, когда Хасан Рухани был избран президентом в 2013 году. И постепенно это сотрудничество становилось все более тесным. Уже прошлой осенью прошли первые совместные маневры ВМФ России и Ирана, что стало первым подобным позитивным опытом взаимодействия двух стран", - поведал эксперт.

"Сейчас же готовится более тесное сотрудничество для обеспечения безопасности на Каспии, то есть, не только дружественные взаимные заходы в порты военных кораблей, как это было раньше, но и отработка совместных действий на море", - рассказал научный сотрудник Института востоковедения РАН.

Расширение российско-иранского взаимодействия, по его словам, позволит сделать более плодотворной работу в Сирии, где Москва и Тегеран работают в тесной связке. "Россия обеспечивает в основном воздушную составляющую антитеррористической операции, а Иран - наземную, за счет своих инструкторов и спецподразделений. Поэтому возможностей для сотрудничества гораздо больше. Думаю, будут, действительно, созданы институты и штабы, которые будут совместно решать вопросы в повседневном режиме", - предположил Притчин.

Однако упрочение такого рода отношений между Москвой и Тегераном едва ли повлияет на баланс сил в регионе, отметил эксперт. "В ответ на любое усиление Ирана, получение им какого-то нового вида оружия союзники США и противники Ирана, монархии Персидского залива, всегда стараются приобрести суперсовременное американское оружие, чтобы иметь как минимум паритет с Ираном в этом направлении", - пояснил он.

При этом активизация военно-технического сотрудничества России и Ирана напрямую не связана с наблюдающимся в последнее время охлаждением отношений Тегерана с Вашингтоном из-за взаимных претензий по реализации СВПД, уточнил научный сотрудник Института востоковедения РАН.

"У Ирана с приходом Хасана Рухани появилась четкая стратегия на развитие более тесных отношений с соседями, в том числе и с северными. Заменены почти все послы на постсоветском пространстве, в России, соответственно, работа активизировалась очень серьезно. Так что плохие или хорошие отношения Тегерана с Вашингтоном не влияют на повестку дня взаимодействия Ирана со своими ближайшими соседями", - заключил Станислав Притчин.

Старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Владимир Сажин обратил внимание, что Россия и Иран намерены развивать как собственно военное сотрудничество, под которым подразумеваются, например, совместные учения, так и военно-техническое сотрудничество, когда одна страна поставляет другой вооружение и обеспечивает его боеготовность.

"Первые примеры военного сотрудничества уже были, например, проходили небольшие совместные учения на Каспии, где присутствуют мощные соединения ВМС России и Ирана. Поэтому, скорее всего, будет идти разговор именно о военном сотрудничестве на Каспии. Можно ожидать участия иранских офицеров, генералов в каких-то военных мероприятиях, которые проводятся на территории России", - предположил он.

Что касается военно-технического сотрудничества, то оно, по словам эксперта, ограничено на 5-7 лет. "14 июля 2015 года было заключено ядерное соглашение, был принят СВПД. Через неделю после этого была принята резолюция СБ ООН, которая юридически утверждала этот СВПД и вносила предложения о запрете на поставки Ирану в течение пяти лет тяжелого наступательного вооружения, и в течение восьми лет - ракет, ракетных технологий, ракетного вооружения. Правда, уточняется, что при необходимости можно рассмотреть этот вопрос на заседании СБ. Но очевидно, что никто, прежде всего, США, не разрешит поставлять оружие даже через СБ", - рассказал Сажин, добавив, что запрет не распространяется на различные электронные системы, системы управления, системы противоракетной и противовоздушной обороны, оборонительные системы, так что поставлять, например, С-300 Россия имеет полное право.

"Конечно, Иран сейчас очень заинтересован в двух тяжелых вооружениях - это самолеты Су-30 и танки Т-90. Поставлять их в ИРИ нельзя. Но Тегеран очень хочет, чтобы российская сторона поставляла не просто вооружение, а технологии, и организовали бы производство этих образцов именно в Иране. Сейчас может идти речь о том, чтобы начать переговоры по этому вопросу. Возможно, когда через пять лет будут сняты запреты, можно будет активно и без пауз налаживать производство в Иране танков Т-90 и самолетов Су-30", - отметил старший научный сотрудник Института востоковедения РАН.

При этом запрет на поставку Ирану тяжелого вооружения, указал эксперт, исключает возможность кардинального изменения расстановки сил в регионе.

"В целом Иран после снятия санкций, который начался 16 января этого года, стал очень лакомым кусочком для мирового бизнеса, и все бизнесмены, страны, компании, фирмы устремились туда. А в России сейчас всего несколько областей, где мы можем конкурировать, в том числе в военно-техническом сотрудничестве. Поэтому, конечно, Россия заинтересована в том, чтобы еще до снятия запретов на поставки тяжелого вооружения все-таки забить для себя колышек на будущее", - заключил Владимир Сажин.

14860 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ