Недавно в Тбилиси прибыла "оценочная миссия НАТО". Целью визита на этот раз является не контроль за выполнением очередной "годичной программы", которая была разработана Брюсселем и Тбилиси вместо "Дорожной карты по вступлению в альянс" (MAP), а поиск места для "совместного тренировочного центра", открытие которого планируется в рамках "существенного пакета усиленного сотрудничества".
"Пакет" был предоставлен Грузии на уэльском саммите Североатлантического альянса после того, как новые члены НАТО не смогли убедить Германию, Францию, США и других "старожилов", предоставить Грузии MAP. После долгих дискуссий стороны сошлись на том, что "дорожная карта" вызовет недовольство в России, а вот к "Существенному пакету" Москва отнесется спокойнее.
"Пакетом" предусмотрены лишь символические шаги. В частности, усиление связного офиса НАТО в Тбилиси. Речь идет об увеличении числа его сотрудников с четырех до восьми, а также о проведении совместных учений, которые и так проводятся (на командно-штабном уровне) почти ежегодно. В "Существенном пакете" есть пункт о "Совместном тренировочном центре", согласно которому, по словам экс-министра обороны Ираклия Аласания, в Грузии планируется подготовка "бойцов с режимом Башара Асада".
Решение о "совместном центре" совпало с инициативой президента США Барака Обамы об открытии в нескольких странах "Большого Ближнего Востока" специальных баз подготовки боевиков сирийской оппозиции. При этом Вашингтон подспудно рассматривает Грузию именно как часть "Большого Ближнего Востока", о чем стало понятно еще в 2005 году, когда президент Джордж Буш, выступая на "Площади свободы" в Тбилиси, посвятил свою речь положению в странах Ближнего Востока, то есть подготовке "арабской весны", а не ситуации на постсоветском пространстве.
Идея "Тренировочного центра" в качестве базы подготовки сирийской оппозиции очень не понравилась грузинской общественности и заявление Аласания пришлось опровергнуть: политической элите Грузии гораздо выгоднее представлять данный "Центр" как зачаток будущей "базы НАТО", то есть гарантии безопасности страны от "угрозы с севера". Но тут возникает два главных вопроса: насколько адекватно восприятие "Совместного центра" как первого шага на пути построения "Базы НАТО" и как будет реагировать Москва на появление подобного объекта на грузинской территории?
Что касается первого вопроса: представители НАТО каждый раз дают понять, что "Совместный тренировочный центр" - это не военный объект и предназначен лишь для того, чтобы "Грузия делилась военным опытом со всеми, кто в этом нуждается". Например, так заявил спецпредставитель НАТО на Южной Кавказе Джеймс Аппатурай. В центре действительно будут присутствовать несколько офицеров из государств НАТО, но нетрудно понять, что это никак не скажется на укреплении безопасности Грузии, как и увеличение числа сотрудников "Связного офиса". А вот второй вопрос - о реакции России - остается открытым.
Возникает еще один естественный вопрос: зачем вообще все это нужно НАТО? Тем более на фоне происходящего вокруг Украины? Ответ прост: предыдущая администрация США настояла на четкой записи в резолюции Бухарестского саммита Североатлантического альянса: "Грузия и Украина обязательно станут членами НАТО". А не предпринимать хотя бы символические действия в этом направлении, для Брюсселя означало бы потерю лица и разочарование других потенциальных союзников во всей Евразии. Речь идет именно о Брюссельской бюрократии, радеющей о "чести мундира", тогда как президенты США и Франции честно сказали: "Грузия не стоит на пути, ведущей в НАТО и не сможет стать членом Альянса".
Все это может дорого обойтись Грузии, которую в погоне за "сохранением чужого лица" вынуждают выписать чек, сумму которого определят Россия и НАТО.