На днях генеральный секретарь Парламентской ассамблеи тюркоязычных стран (ТюркПА) Рамиль Гасанов заявил, что одним из вопросов, которые рассмотрят президенты организации на саммите 15-16 августа в Баку, станет создание зоны свободной торговли. ИАА ''Вестник Кавказа'' обратилось за комментариями по этой теме к депутату Милли Меджлиса Азербайджана, политологу Расиму Мусабекову, доценту факультета международных отношений Университета экономики и технологий ТОББ (Анкара) Тогрулу Исмаилу и директору ЦАИ "Альтернатива" (Казахстан) Андрею Чеботарёву. Эксперты из трех стран сошлись во мнении, выразив скептицизм в том, что в ближайшее время этот проект удастся реализовать.
По мнению Расима Мусабекова, маловероятно, что дело продвинется дальше обсуждения. "Я не думаю, что решение будет принято, а вопрос поднять могут. Поднять вопрос и реализовать что-то – это разные вещи. Так, например, Турция и Киргизия входят во Всемирную Торговую Организацию (ВТО). Азербайджан, Узбекистан, Казахстан – не входят. Туркменистан также не входит, но и не участвует в этих мероприятиях. Поэтому я не думаю, что эта идея сразу же приобретёт какую-то форму с точки зрения реализации", - считает азербайджанский депутат.
При этом он отметил, что рассмотрение данного проекта на Саммите, может стать своего рода заделом на будущее. "Идея прозвучала на перспективу. Конечно, почему бы и нет? И торговать надо, и снимать барьеры, которые существуют, надо. Я не вижу в этом ничего такого невозможного", - сказал Расим Мусабеков.
Он подчеркнул, что на пути реализации данного проекта стоят целый ряд вопросов, решение которых требует определённого времени. "Я ещё раз говорю: это же не просто - провозгласил, и готово. Есть определённые обязательства. Турция является ассоциированным членом Евросоюза и в ВТО входит – в этом смысле свободная торговля, определённый уровень, есть – в смысле таможенных платежей, процедур и пр. И я не думаю, что, скажем, экономики тюркских государств являются для Турции более важными, чем рынок Евросоюза, чтобы она была готова дать какие-то иные процедуры. Но по мере того, как наши государства интегрируются… Если взять, скажем, Киргизию… Казахстан входит в Таможенный Союз с Россией, Киргизия хочет подтянуться туда же. Поэтому существование в разных системах, имеются в виду зоны свободной торговли, присутствие в ВТО, конечно, создаёт очень много трудностей, которые преодолеваются не на уровне заявления представителя парламента, там много чего могут говорить. Это практический вопрос, который решается на уровне министерств торговли, таможенных служб. И это очень длительная работа, если только она будет поставлена как приоритетная для всех тюркских государств. Сегодня говорить о приоритетности рынка тюркоязычных государств даже для самой Турции, откуда и инициируется такой порыв, весьма сомнительно – и рынок ближневосточных государств для Турции, и Евросоюза, и рынок России сегодня являются более важными с точки зрения торгово-экономического оборота, чем рынки тюркоязычных государств", - считает Расим Мусабеков.
Турецкий специалист Тогрул Исмаил отметил, что этот проект был озвучен уже давно. "Это идея не новая. Экономическое сотрудничество тюркоязычных государств до этого рассматривалось на различных уровнях. Идея создания зоны свободной торговли также обсуждалась на различных уровнях до этого, на уровне министров экономики, на уровне министров иностранных дел. Ну, и одна из главных целей создания тюркской парламентской ассамблеи тюркоязычных государств состоит в том, чтобы создать условия для экономической и политической интеграции именно тюркоязычных государств. Естественно, этот союз, зона свободной торговли – это одно из этих направлений", - сказал он.
Однако, по мнению эксперта, не следует ожидать каких-либо заметных подвижек в этом направлении. "Идея хорошая, но рановато говорить, что по этому вопросу будут приняты какие-то конкретные шаги, потому что существуют различные трудности, особенно на уровне таможенных, законодательных вещей. Первоначально надо создать условия для того, чтобы эти различия или разногласия по этим вопросам разрешились на законодательном уровне. Это главное", - считает Тогрул Исмаил.
По его словам, проект представляет определённый интерес для Турции, однако, учитывая её широкие внешнеэкономические связи, не следует ожидать, что создание зоны свободной торговли тюркоязычных стран станет для неё приоритетной задачей, ради выполнения которой будут приложены все усилия страны. "Дело в том, что Турция, хотя и торгует с Евросоюзом, торгует одновременно и с Россией, с Таможенным Союзом. Но, естественно, в нынешней ситуации, когда мировой экономический кризис продолжается, любые экономические начинания, которые дадут некий толчок развитию турецкой экономике, рассматриваются с турецкой стороны очень доброжелательно и очень положительно. Естественно, Турция заинтересована в этом, то есть развитие экономических отношений с тюркоязычными странами – это новый толчок. Но мы видим, что Турция идёт на это не только с тюркоязычными, но и с другими государствами – с Россией, с Украиной, с прибалтийскими странами. Мы прежде всего видим ликвидацию таможенных, а первоначально – визовых, отношений. Турция старается убрать визовый барьер, создать благоприятные условия для различных инвестиций и т. д. Несмотря на экономические веяния последнего времени, Турция более-менее стабильно старается сохранить свои экономические начинания, хотя мы видим отрицательное влияние мирового кризиса и на Турцию тоже, особенно в последние несколько месяцев это ощущается ещё сильнее. Поэтому любые экономические возможности Турция рассматривает благожелательно и даже с воодушевлением", - отметил турецкий эксперт.
Андрей Чеботарёв из Казахстана также скептически отнёсся к перспективам осуществления этого замысла. "Безусловно, этот вопрос будет вынесен на повестку дня. Другое дело, насколько это сейчас действительно необходимо. Как известно, в 2011 году был подписан договор о создании ЗСТ в рамках СНГ. Насколько я знаю, Азербайджан его не подписал, Туркменистан также не подписал. Кроме Казахстана, по-моему, его никто даже не ратифицировал. Если мы теперь говорим о Тюркском совете, то, как известно, туда не входят с 2009 года Узбекистан и Туркменистан. Получается – в чём смысл тогда образования ЗСТ? Получается, только с Турцией, но, кроме Азербайджана, с Турцией никто напрямую не граничит", - сказал он.
Директор казахстанского ЦАИ "Альтернатива" не видит в этом проекте чего-либо, что могло бы вызвать особый интерес Казахстана. "В рамках СНГ существует ЗСТ , но, если Турция и Азербайджан к ней не присоединяются, когда Казахстан присоединился, то смысл теперь Казахстану присоединяться к зоне свободной торговли в рамках тюркоязычной "четвёрки"? Там зона торговли в любом случае будет иметь политический аспект, она не затрагивает все тюркоязычные страны. Поэтому смысла большого в её создании нет, её вполне могли Азербайджан с Турцией между собой рассмотреть", - резюмировал Андрей Чеботарёв.