Министерство транспорта России рассматривает возможность замены транспортного налога для автомобилей на экологический. До конца года ведомство подготовит обоснование целесообразности такого изменения.
Работа ведется в соответствии с Транспортной стратегией России на период до 2030 года, пишет газета "Известия" со ссылкой на источники в Минтрансе. Этот документ предусматривает снижение энергоемкости транспорта и более широкое применение экономичных транспортных средств.
Размер действующего налога определяется для каждого транспортного средства индивидуально. Физические лица платят его раз в год, юридические – поквартально. Его размер рассчитывают исходя из региональных ставок, мощности двигателя, марки и модели автомашины, года ее выпуска, времени владения. Конкретные цифры все желающие могут выяснить, введя эти данные на сайте Федеральной налоговой службы (ФНС).
При переходе на экологический налог для его расчета достаточно будет ввести конструктивные параметры автомобиля по выбросам углекислого газа, указанные в паспорте технического средства (ПТС).
Обсуждаемый экологический налог в отличие от нынешнего транспортного не предусматривает региональной дифференциации, отмечает источник в Минтрансе. В настоящее время при расчете транспортной пошлины учитывают не только количество лошадиных сил, но также субъект, где регистрируется машина. Для каждой устанавливается свой размер налоговой ставки. Некоторые юрлица регистрируют транспортные средства в регионе с пониженной налоговой ставкой. Так, в Москве для легкового автомобиля мощностью двигателя более 250 лошадиных сил ставка налога за 1 лошадиную силу составляет 150 рублей, а, к примеру, в городе Иваново - 120 рублей. Таким образом, компания может зарегистрировать юрлицо в регионе с пониженной ставкой, а работать совсем в другом, существенно экономя на разнице.
В аппарате вице-премьера РФ Аркадия Дворковича подтвердили, что такая инициатива обсуждается. "Работа по совершенствованию налогообложения по этой теме продолжается", - сообщила пресс-секретарь зампреда правительства Алия Самигуллина. В свою очередь, в Минэкономразвития газете заявили, что еще не ознакомились с предложением коллег из Минтранса.
Источник в руководстве министерства транспорта указал, что помимо изменения системы налогообложения обсуждается и регламентация времени работы двигателей транспортных средств на холостом ходу. Это позволит уменьшить расход топлива и вредные выбросы автомобилей на стоянках, остановках, при прогреве двигателя в холодное время года, а также при вынужденных простоях.
Как отметил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов, у Минтранса есть несколько причин менять транспортный налог на экологический сбор. "Первая причина – попытка заставить автовладельцев как коммерческих автомобилей, так и личных перейти на новые виды транспортных средств, что станет дополнительным стимулом оживления продаж автомобилей и, как следствие, повышения темпов роста автомобилестроения. Вторая причина – поиск дополнительного источника финансирования для строительства дорог", - сказал он, добавив, что везде в мире существует единообразный подход к налогообложению автовладельцев.
"Речь об увязывании всех налогов с акцизом на топливо, так как именно в этой модели все и проявляется совокупно: если машина тратит слишком много топлива, неэффективно работает, она больше выбрасывает выхлопных газов в атмосферу, то владелец должен больше платить за ее эксплуатацию. Если посмотреть на структуру автомобильного транспорта в Европе, то там преобладают малолитражные автомобили, даже с объемом двигателя до 1 л, и дизельные автомобили, которые в меньшей степени наносят вред экологии, особенно в городских поселениях, где сосредоточение транспорта максимальное. Благодаря введению налогов, аналогичных обсуждаемому экологическому сбору, власти добиваются главной цели – сокращения выбросов от эксплуатации транспорта в атмосферу", - поведал Александр Сафонов.
Для рядовых россиян замена налога на сбор прежде всего будет означать, что платить за машины придется больше. "Пока не совсем понятен механизм, каким образом будет оцениваться вред того или иного транспортного средства: будет ли в рамках технического обслуживания или технической экспертизы определяться количество углекислого газа, которое выбрасывается в атмосферу? Ведь это может привести к развитию коррупционных схем. Мы все знаем, что сейчас транспортные средства старше 4 лет могут получить допуск к эксплуатации, не посещая станцию технического обслуживания – можно просто приобрести за деньги соответствующую карту технического осмотра автомобиля – и часто видим, как попадает в аварию машина со сроком эксплуатации выше 10 лет, разваливающаяся на ходу. Соответственно, что мешает продолжать такую же стратегию при внедрении экологического сбора?", - обратил внимание проректор Академии труда и социальных отношений.
Кроме того, относительная произвольность нормативов обсуждаемого экологического сбора может повлечь за собой рост цен на товары. "Все зависит от того, к чему они будут привязывать этот экологический сбор, но в любом случае это может иметь негативные последствия, так как не только увеличатся расходы домохозяйств на эксплуатацию личного транспорта, но и автоматически повлияет на ценообразование различных продуктов. У тех же продуктов питания логистика сейчас построена исключительно на эксплуатации автомобильного транспорта, так что, конечно, замена налога на сбор приведет к удорожанию цен. Может быть, не намного, где-то на 0,1%, но все равно вещь неприятная", - заключил Александр Сафонов.