Санкции против России, вред от которых, по оценке главы МИД Испании Хосе Мануэля Гарсиа-Маргальо, уже составляет порядка 21 млрд евро, не будут обновляться до 16 февраля. По заявлениям самих еврочиновников, сделано это по просьбе Украины, дабы способствовать мирным переговорам в "нормандском формате" в Минске, которые пройдут в среду, 11 февраля. "Чтобы дать пространство нашим дипломатическим усилиям развиться с наибольшими шансами на успех, мы решили единогласно отодвинуть вступление в силу этих мер до понедельника, 16 (февраля)", - заявила, в частности, глава европейской дипломатии Федерика Могерини.
При этом сначала источники в Еврокомиссии, а затем открыто глава МИД Польши Гжегож Схетына сообщили, что "не вводить эти санкции сегодня, а отложить до 16 февраля - это просьба украинской стороны". "Им сложно было отказать. Украинские власти считают, что данное решение облегчит ведение переговоров и может дать новый шанс. В действиях, которые способствуют прекращению огня, всегда есть смысл", - приводит слова Схетыны РИА Новости.
Одновременно Еврокомиссия не стала опровергать информацию Гарсия-Маргальо о потерях ЕС, ограничившись его осуждением. "Я бы предпочел не импровизировать по цифрам. Дождитесь итоговой пресс-конференции Совета ЕС по иностранным делам и задайте эти вопросы им", - заявил в связи с этим представитель ЕК Маргаритис Схинас. Между тем, пишет "Мир новостей", в ЕС вспыхнули фермерские бунты: так, в Альканаре (Испания) прошел "мандариновый протест": производители цитрусовых завалили улицы тоннами испорченных фруктов, которые не были проданы из-за санкций. Фермеры потребовали немедленного снятия санкций, так как компенсаций ЕС едва хватает для покрытия убытков.
Руководитель Центра европейских исследований ИМЭМО РАН Алексей Кузнецов в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" заявил о том, что перенос ввода очередных санкций против России связан именно с переговорным процессом. "Это сугубо тактический ход, потому что логика экономических санкций уже давно не просто хозяйственная, а внешнеполитическая. Европейцы пошли на введение санкций в 2014 году, вполне осознавая, что будет довольно большой экономический урон", - сказал он.
"Конечно, говорить о том, что ЕС ожидал таких крупных потерь от войны санкций с Россией не приходится, однако было много голосов, которые одергивали, которые предупреждали, что не надо этого делать. Но победила та линия, что надо усмирить Россию. Кто-то просто думал, что таким образом ее экономически разрушит. Так думали не только американцы, в Европе тоже были те, кто придерживался такого мнения", - пояснил Кузнецов, добавив, что ничего сверхнеожиданного для ЕС с точки зрения экономических потерь не произошло.
"ЕС играет свою партию, как и играл до этого, потому что свою независимую политическую линию они продавить не могут, подвергаясь жесточайшему давлению со стороны своего главного со-сателлита и партнера - США. В этой ситуации Европа, конечно, вынуждена следовать этому курсу, хочет она этого или не хочет", - так прокомментировал решение ЕС отложить санкции заместитель заведующего отделением управления проектами и программами по международным вопросам, доцент кафедры зарубежного регионоведения и международного сотрудничества РАНХиГС Роман Андреещев.
Он напомнил, что во вчерашнем выступлении бывшего премьер-министра Франции было открыто заявлено о том, что "США действительно хотят создать экономический кризис и неважно какими средствами, в том числе и вовлечением Европы в войну". "В этих условиях у Европы просто нет выбора, поскольку, к сожалению, политики не самостоятельные",- посетовал он.
В свою очередь, директор Центра исследований международной торговли ИПЭИ РАНХиГС Александр Кнобель отметил, что для ЕС совершенно очевидны ужасающие потери от санкционной войны, поэтому "они будут стараться тянуть до последнего момента". Скорее всего, по его словам, "ЕС будет использовать угрозу санкций как некий инструмент политического воздействия".
Урон, который понес Европейский союз от санкций, по мнению Алексея Кузнецова, еще не достиг критической отметки. "Непосредственный урон от санкций ЕС и от ответных мер для основной части стран минимален. Есть косвенные последствия, которые Евросоюз никогда не признает результатом санкций. А именно - девальвация российского рубля", - отметил он.
По словам Кузнецова, "все эксперты сейчас говорят, что рубль сильно занижен, что его реальный курс 40, максимум 50 рублей, даже если мы хотели сыграть именно на девальвации как факторе экономического ускорения, сейчас вы видите, что курс совсем другой. Это означает, что резко подрывается конкурентоспособность товаров из стран ЕС в Россию".
"По одной Германии экспорт нашей страны упал на треть. Есть оценки, что в результате именно падения экспорта из-за удешевления рубля немцы не досчитались 60 тысяч рабочих мест. Это уже ощутимо. Но это косвенные последствия, их можно списать просто на то, что российская экономика слаба, у нее есть ряд проблем, в частности внешнего характера, а именно падение цен на нефть. А сказать, что есть прямая связь между войной санкций и падением цен на нефть, сейчас не возьмется ни один европейский эксперт ", - подчеркнул Кузнецов.
Ущерб в 21 млрд евро, по мнению Андреещева, конечно, говорит о многом. "Итальянцы на прошлой неделе заявили, что они потеряли 4 млрд. Поляки - до 1,5 млрд. У немцев, по-моему, уже безработица из-за того, что уволено порядка 30 тысяч сотрудников, а во Франции произошли увольнения на тех предприятиях, которые были завязаны на сотрудничество с Россией", - заметил он.
"Если посмотреть на товарооборот с РФ у Евросоюза на 2013 год - это чуть больше $400 млрд, то потеря в 21 миллиард евро - это существенно, очень существенно", - отметил эксперт.
Со своей стороны Александр Кнобель заявил, что потери России и ЕС несопоставимы. "Российская экономика пострадала больше. Ее суммарные потери от контрсанкций составляют примерно $40 млрд, а европейской – около $30 млрд. Если учитывать различия в размерах, то, конечно, российские потери несопоставимы с европейскими в относительном выражении", - заключил он.