Премьер-министр Армении Никол Пашинян, представляя сегодня в парламенте программу деятельности кабмина на 2019-2023 годы, объявил о старте всенародной экономической революции.
Сообщив, что в Армении все еще остается множество проблем, решение которых премьер считает приоритетной задачей правительства, он выразил уверенность, что армянский народ, победивший в "бархатной революции", победит и в экономической революции, и отметил, что основной задачей правительства Армении в ближайшие пять лет будет сокращение и преодоление бедности и безработицы, а также рост промышленности и экспорта, - передает Sputnik Армения.
"В ближайшее время нам нужно освободить родину от последних бацилл криминально-олигархического и коррупционного правления", - отметил Пашинян, добавив, что возврата к прежней системе криминально-олигархического правления в Армении не будет.
В экспертном сообществе данная программа подверглась критике за декларативный характер. На многочисленные изъяны документа указали и в непарламентской оппозиции. Отметим, что в плане "армянской экономической революции" ни слова не сказано о деблокаде турецкой и азербайджанской границ, а также урегулировании нагорно-карабахского конфликта - двух факторах, тормозящих рост экономики Армении с 1993 года.
В беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" директор Института политических исследований Сергей Марков оценил программу "армянской экономической революции" на 3 балла из 5, пояснив, что блокада границ не позволит Армении полноценно развиваться при любых других условиях. "Для экономического рывка у Армении есть несколько условий, но нескольких условий нет. Что есть, так это политическая воля и попытка системного подхода, который демонстрирует Никол Пашинян, поддержка его действий большинством населения и потребность граждан в свершении этой экономической революции, поскольку экономика республики стагнирует, а также поддержка со стороны высокотехнологичных, богатых стран Запада. Но этого недостаточно, так как Армения, в первую очередь, находится в состоянии экономической блокады из-за неурегулированности нагорно-карабахского конфликта, и это самое главное препятствие, весьма затрудняющее какое-либо развитие страны", - указал он.
Затрудняет ситуацию то, что сама Армения является очень маленьким и узким рынком. "Армянская экономика может развиваться только в интеграции с каким-либо более обширным рынком. Такого пока нет. С Россией она не может так развиваться из-за логистических препятствий, связанных и с блокадой азербайджанской границы, и со слабой пропускной способностью транзита через Грузию, кроме того, российская экономика тоже находится скорее в состоянии депрессии. У Ирана большие проблемы с экономикой. В итоге, об экономике Армении можно сказать "Хочется дышать, но легкие нельзя раздвинуть". Кроме этого, позиция диаспоры, которая могла бы обеспечить серьезные инвестиции, до сих пор неизвестна – на словах поддержка есть, но фактически я пока не могу с определенностью сказать, что будет инвестиционная поддержка со стороны диаспоры", - обратил внимание Сергей Марков.
Таким образом, устранения одной лишь криминально-олигархической системы правления, на которое акцентирует внимание Пашинян, будет недостаточно. "Опять же, главное, что тормозило экономику – это экономическая блокада в условиях конфликта с Азербайджаном, плюс отсутствие серьезных инвестиций со стороны диаспоры и зарубежных компаний. Не было никакой внешней стороны, которая могла бы быть заинтересована вкладывать в Армению, да и изнутри тоже. В итоге нет инвестиций, нет новых технологий, нет рынка. При этом сама экономика быстро не бегает, ей нужен некий драйвер. Китай использовал как драйвер рынок западных стран, их инвестиции и технологии, Россия – восстановительный рост всего того, что упало с советский времен, Азербайджан – нефтегазовые доходы, Сингапур – позицию логистического и финансового центра. Никол Пашинян пока не сформулировал, какая же сила потащит экономику Армении вперед в условиях блокады", - заключил директор Института политических исследований.
Писатель, журналист, ведущий радио Вести.FM Армен Гаспарян также заметил, что одной лишь победы над коррупцией не хватит для реализации "армянской экономической революции". "Армении нужны очень серьезные экономические и социальные реформы, ситуация в республике, мягко говоря, далека от идеальной. Пашинян, провозгласив крестовый поход против коррупции, рано или поздно должен был непосредственно этим и заняться – но тут вопрос, насколько в принципе возможен экономический прорыв даже при снижении уровня коррупции (в перспективах чего я, мягко говоря, не убежден). Дело в том, что географически республику никуда не передвинуть – она так и будет граничить с Турцией, с которой нет дипотношений, и Азербайджаном, с которым Армения находится в состоянии войны, обе границы закрыты. Полезных ископаемых тоже не добавится", - сказал он.
"На данный момент Пашиняна мы видим исключительно как популиста, что показал и визит в Москву, когда он, приехав выступать на Евразийский форум, сказал, что ему вообще не очень понятно, что здесь происходит и зачем это все. Хотя выгоды для экономики Армении от членства в Таможенном союзе и Евразийском пространстве всем очевиден. Если у Пашиняна получится добиться хотя бы небольшого успеха, он перестанет быть популистом и станет политиком. Тут надо добавить, что проблемы Армении не стоит сводить исключительно к работе предыдущих президентов и правительств, ведь кумовство в стране было всегда. Существуют определенного рода ментальные традиции, связанные с этим регионом, о чем все прекрасно знают, и я не убежден, что это возможно кардинально поменять. Косметический успех возможен, но вряд ли что-то более того", - резюмировал Армен Гаспарян.