Ангела Меркель отказывается от открытых границ после того, как ее решение пустить в страну беженцев было встречено резкой критикой. Восстановление пограничного контроля в Германии в связи с наплывом беженцев доказывает, что миграционный кризис выходит из-под контроля. "Германия, потрясенная беспрецедентной волной беженцев, восстановила контроль вдоль границ с Австрией в отчаянной попытке уладить кризис, который проверяет на прочность пределы европейской солидарности", - пишет журнал Politico.
Речь идет о решении властей ФРГ воспользоваться кодексом Шенгенского соглашения и временно восстановить пограничный контроль со странами Евросоюза. Аналогично поступили власти нескольких других стран ЕС, - передает РИА Новости.
С точки зрения СМИ, ее решение - это "поразительный разворот на 180 градусов", особенно если учесть, что в последние несколько недель она сама зазывала беженцев в Германию. Решение, о котором объявил глава МВД Германии Томас де Мезьер, стало "сюрпризом" и ознаменовало собой "существенную эскалацию кризиса". Берлин успешно приостановил действие договора, который многие считали воплощением европейской интеграции, поясняет издание.
В рамках второго этапа военно-морской операции Евросоюза в Средиземном море предусматривается не только досмотр, но и арест в международных водах судов перевозчиков нелегальных мигрантов, а самих контрабандистов будут передавать правосудию, сообщил дипломатический источник в Брюсселе.
Некоторые европейские политики считают, что вся шенгенская система может в итоге потерпеть крах, а это означает разрушительные последствия для Европы в целом. Власти соседней с Германией Австрии, в свою очередь, подтвердили, что им ничего не остается, кроме как взаимодействовать с властями ФРГ в их решении усилить контроль на границах. Очевидно, что Германия закрыла свои границы: европейская система не смогла справиться с этим кризисом, - заявил министр иностранных дел Австрии Себастьян Курц.
Как заявил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" директор Института стратегического планирования и прогнозирования, профессор Александр Гусев, диаметрально сменить позицию по приему мигрантов Ангелу Меркель побудила ситуация, которая складывается сейчас в Германии.
"Я напомню, что только за прошлый 2014 год в страну легально и нелегально проникло порядка 650 тыс беженцев, мигрантов. 250 тыс из них попросили политического убежища в Германии. В этом году ожидается еще больший приток мигрантов: скорее всего, в страну проникнет легальным и нелегальным путем порядка 680 тыс человек. По экспертным оценкам западногерманских ученых и экспертов - даже более. Они прогнозируют где-то 800 тыс. Некоторые из них заявляют о цифре 850 тыс мигрантов, которые попытаются остаться, закрепиться в ФРГ. Конечно, такая ситуация не может оставить равнодушным никого из бюргеров. Приходит постепенное понимание", - пояснил эксперт.
"Более того, я должен отметить, что в начале этого года один из немецких экспертов написал мне, что я несколько преувеличиваю роль беженцев и мигрантов в Западной Германии, рассказывая в интервью, что ситуация развивается нормальным образом, они нам не мешают, их число не очень большое. И через полгода я получаю очередное письмо этого немца, который пишет: "Александр, вы были абсолютно правы. Это настолько сейчас захлестнуло Германию". По сути дела, это дошло до обыкновенного человека, даже если он не является экспертом, до каждого бюргера. Понимают, что ситуация, которая сейчас развивается, в том числе и в Западной Германии не может их оставить равнодушными", - рассказал директор Института стратегического планирования и прогнозирования.
"Что касается Меркель, то тон заявлений, которые она делала в начале года, в марте, в апреле, говоря о том, что Германия может принять всех беженцев, которые захотят приехать в Германию, сейчас, естественно, изменился, потому что поток беженцев хлынул в страну. Такого, конечно, никто не ожидал. Естественно, их нужно устраивать, им нужно обеспечивать социальные гарантии. Я напомню, что на одного беженца-мигранта в Западной Германии тратят примерно 1800 евро в год. Если умножить даже на 650 тыс беженцев, то это получается достаточно кругленькая сумма - примерно 1 млрд 100 млн евро. Немцы должны найти где-то эти деньги только для оплаты пособий для беженцев. Эта сумма большая. Но если сюда еще включить социальный пакет с гарантией, пособие по безработице, то, конечно, она еще более увеличивается - примерно в 10 раз", - пояснил Александр Гусев.
"Понятно, что сейчас правительство Западной Германии во главе с канцлером ФРГ должны, во-первых, изыскать эти деньги, во-вторых - создать условия для жизни мигрантам, то есть многих немцев просто… Тех, кто снимал по найму жилье, у меня такие факты тоже есть, просто выгнали на улицу. Сказали, что с ними расторгают договоры о найме жилья. И в эти квартиры они стали вселять беженцев. Люди, по сути дела, семейные, или молодые пары просто остались на улице. И, конечно, растет недовольство немцев, недовольство действиями федерального правительства и конкретно канцлера ФРГ. До нее доходит информация, она, конечно, понимает, в какой ситуации оказалась страна, которой она руководит. Приходит постепенное понимание и тон заявлений, конечно, меняется", - заключил эксперт.
Своим мнением о причинах смены позиции канцлера Германии по отношению к беженцам в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" поделился старший научный сотрудник Центра европейских исследований МГИМО(У) МИД РФ Владимир Оленченко.
"Я думаю, так скажем, политика - это не только стратегия, не только тактика, но и текущий момент. Он связан с тем, что есть какой-то момент и есть лозунг момента. Наверное, то, что она объявила, что объявили все остальные лидеры в первые минуты или в первые дни. Оно начинает трансформироваться - это естественно, политические лозунги всегда трансформируются. Политический лозунг был "мы примем всех", сейчас он начинает обретать практические черты, которые заключаются в том, что по оценкам, это где-то нужно 6 млрд евро для Германии, для ЕС для того, чтобы "переварить" беженцев. Такие деньги надо где-то находить: лишних денег, как вы знаете, в бюджете не бывает, значит, соответственно, их надо переставлять с одной статьи на другую. Соответственно, возникают позиции ведомств, прежде всего финансовых, экономических. Под влиянием этих факторов и происходит трансформация отношения политического руководства. Поэтому мне кажется это закономерным. Обычно, когда происходит такое заявление, то говорят: "Давайте сначала посмотрим на тех". А потом говорят: "Давайте посмотрим какой-то период времени, как она трансформируется в практические дела". Поэтому у меня такое объяснение: оно может показаться бюрократическим или каким-то конъюнктурным, но это реальная политика", - поведал эксперт.
Отвечая на вопрос, как долго продлится миграционный кризис в Европе и какие внутренние европейские факторы помогут с ним справиться, старший научный сотрудник Центра европейских исследований МГИМО(У) МИД РФ предположил, что это будет долго, по крайней мере, до конца года.
"Я, во-первых, опираюсь на прогнозы, которая дает международная организация по миграции и Управление Верховного комиссара по беженцам ООН. Эта вторая организация, естественно, авторитетная, она является структурной организацией ООН. Она дает прогнозы в 800 тыс. То есть, естественно, для того, чтобы справиться с этим, хотя бы надо где-то подвести черту. Или если бы мы сказали, что вот сегодня это число беженцев прибыло, и этим миграционный всплеск исчерпал себя, то тогда, конечно, можно было бы прогнозировать и ставить вопрос о том, как оно будет выглядеть. Но когда ситуация сама находится в динамике, ожидаются новые беженцы - когда они прибудут, как они прибудут, я думаю, что ни у кого полной ясности нет. И в этой связи, наверное, и трудно прогнозировать. Поэтому я сказал: по меньшей мере, где-то до конца года, потому что все процессы говорят о том, что потоки беженцев не уменьшатся", - пояснил эксперт.
Что касается пограничного контроля, введенного Германией вслед за Австрией и Чехией, Владимир Оленченко предположил, что скорее всего будущее Шенгенской зоны подвергнется видоизменению.
"В этом заинтересована Германия, как основной, скажем, центр привлечения мигрантов. Тут есть разные точки зрения. Даже комичные. Почему комичные? Потому что сейчас Германия призывает все страны, чтобы они взяли квоты по размещению мигрантов, а Болгария и Румыния, которым несколько раз отказывали в приеме в Шенгенскую зону, говорят: "Да, мы примем квоты. Но вы нас сначала примите в Шенгенскую зону". То есть, если мы соединим эти два фактора - заявление Германии о том, что она хочет минимизировать применение Шенгенской зоны, а Болгария и Румыния говорят: примите нас - я отношусь к тем сторонникам, которые считают, что Шенгенское соглашение будет пересмотрено, и доминирующей будет, конечно, позиция Германии", - заключил эксперт.