В Федеральной антимонопольной службе (ФАС) прокомментировали рост цен на бензин.
Начальник управления регулирования топливно-энергетического комплекса ведомства Дмитрий Махонин заявил, что рост цен вызван спекуляциями на рынке. Спекулянты купили бензин у трейдеров и хотят продать его дороже, отметил он. Махонин подчеркнул, что ФАС не видит предпосылок для роста розничных и оптовых цен на бензин.
Представитель ведомства указал, что текущее повышение цен связано также с ремонтом Московского НПЗ. При этом он уточнил, что из-за этого с рынка выбыло всего порядка 50 тыс т бензина при накопленных запасах около 1,7 млн т.
Махонин напомнил, что уже начался зимний сезон и потребление бензина упало. В ближайшее время биржевые котировки должны "однозначно идти вниз", считает он.
ФАС намерена сегодня направить компаниям письма с рекомендацией увеличить продажи бензина на внутреннем рынке, сообщает РИА Новости.
Напомним, накануне цены на бензин достигли годовых максимумов: АИ-92 подорожал на 0,46%, до 44,746 тыс рублей за тонну, АИ-95 - на 0,23%, до 46,93 тыс рублей.
Как отметил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов, вклад в рост цен на бензин внесли в том числе и сами нефтепроизводители. "За то время, что активно растут цены на бензин, произошло два события: на мировом рынке заметно выросла цена на сырую нефть, потянув за собой цены на нефтепродукты, а ОПЕК ввела ограничения на производство нефти, создав условия, в которых за рубежом более выгодные цены для продажи бензина. В итоге произошло то, что неоднократно повторялось в нашей экономике: нефтяные компании попытались выровнять маржинальность, получаемую от экспорта продукции за рубеж и от продаж на национальном рынке. То есть текущие рекорды – это проблема, связанная в первую очередь с тем, что оптовики, нефтяные компании, заинтересованы в росте цен", - пояснил он.
Государство при желании может изменить эту ситуацию. "У государства много возможностей для регулирования цен на бензин. Во-первых, ФАС имеет право устанавливать определенные нормативы на товары и услуги, которые производятся монополистами (а сырьевые компании – это естественные монополисты). Во-вторых, есть регулирование со стороны Минприроды, которое может мотивировать компании удерживать цены на приемлемом уровне (например, через ограничение выдачи новых квот на добычу полезных ископаемых). В-третьих, налоговое регулирование в любой момент может быть изменено государством, так что уровень доходов, которые компании получают от продажи бензина на российском рынке, может сводиться к нулю при необходимости. Ценообразование – это вопрос баланса интересов государства и экономической выгоды для производителей, и у чиновников есть все возможности для регулирования цен", - указал Александр Сафонов.
Старший аналитик "УралСиб" Алексей Кокин, в свою очередь, заметил, что спекулянты не бывают первоисточником роста цен, они лишь пытаются сыграть на других факторах. "Деятельность спекулянтов может несколько ухудшить ситуацию в ряде случаев, но первопричина, как правило, находится в другом месте. В данном случае речь идет о том, что на Московском НПЗ было временное закрытие установок на плановый ремонт, что несколько снизило производство бензина. Если спекулянты заранее знали об этой остановке, они могли создать запас топлива и продавать его уже дороже, тщательно рассчитывая объемы, которые они выбрасывают на рынок, чтобы сбыть по максимально высоким ценам. Сейчас ФАС ожидает, что поставки скоро вернутся на рынок в прежних объемах, так как ремонт закончится и на Московском НПЗ, и на Омском НПЗ, из-за чего цены должны снизиться", - сообщил эксперт.
Алексей Кокин обратил внимание на еще один способ регулирования государством внутренних цен на бензин. "Государство может нарастить пошлины на экспорт бензина, тем самым удешевив топливо внутри страны. Вот только государство не будет этим пользоваться, поскольку это противоречит логике реформ ценового маневра: у нас постепенно снижается роль экспортных пошлин как инструмента регулирования внутренних цен, ведь сами пошлины и на нефть, и на нефтепродукты, тем более светлые, уменьшаются. Так что этот инструмент, скорее всего, не будет использоваться. В этой связи государство могло бы задействовать свой антимонопольный орган, который следит за различными картельными сговорами. При этом стоит понимать, что при росте цен на нефть в мире будут расти и мировые цены на бензин, что начнет постепенно отражаться на внутреннем рынке – от этого никуда не уйти", - резюмировал старший аналитик "УралСиб".