Зона нагорно-карабахского конфликта активно милитаризируется, Азербайджан и Армения все чаще и регулярнее проводят масштабные военные учения, в то время как политический процесс мирных переговоров в течение последнего года не получает никакого продвижения. Связано это с назревшим кризисом посреднического формата Минской группы ОБСЕ, которая уже не может выполнять роль полноценного организатора мирного нагорно-карабахского урегулирования, заявили в беседе с корреспондентами "Вестника Кавказа" российские эксперты, комментируя эскалацию напряженности в регионе.
В первую очередь на это обратил внимание директор Института актуальной экономики Никита Исаев. "Любая эскалация конфликта связана как с внутренними, так и с внешними вопросами. Внутренний аспект заключается в излишне продолжительной неурегулированности конфликта и слабости переговорных форматов и площадок, которые существуют, прежде всего, речь идет о Минской группе ОБСЕ. Внешний аспект состоит в перетасовке основных внешних гарантов переговорного процесса из-за смены руководства в США и Франции. В результате напряженность поднимается на более высокий уровень, военное присутствие сторон увеличивается, и, если сейчас не будут приняты меры участниками действующих переговорных форматов, ситуация вновь может перейти в неуправляемую стадию", - ожидает он.
Никита Исаев подчеркнул, что процесс мирного урегулирования конфликта стоит на месте из-за слабости МГ ОБСЕ. "Процесс урегулирования не идет, ни одна из стран-посредников в формате Минской группы ОБСЕ не считает необходимым именно сейчас высказывать свою позицию категорично, в том время как в урегулировании нагорно-карабахского конфликта остается все меньше возможности искать баланс. Сейчас все видят потенциал для военных действий, и пройти между Сциллой и Харибдой уже крайне проблематично. Боюсь, что ОБСЕ в последнее время слишком растеряла свой авторитет на всех участках, не только в Нагорном Карабахе, но и на юго-востоке Украины. Остановить новую войну ей будет очень сложно, причем с угрозой для самой миссии ОБСЕ", - обратил внимание директор Института актуальной экономики.
Директор Института политических исследований Сергей Марков заявил, что и Азербайджан, и Армения понимают неизбежность нового военного столкновения по модели апрельских боев за Карабах 2016 года, в связи с чем и проводится так много учений. "Конфликт сохраняется, линия соприкосновения войск никуда не делась, в то время как переговоры, год назад бывшие близкими к временной договоренности на основе "казанской формулы", прекращены. Напомню, что суть "казанской формулы" в том, что Армения освобождает районы, захваченные вокруг Нагорного Карабаха, в обмен получает деблокаду Армении и Нагорного Карабаха, два коридора между Карабахом и Арменией и некий временный статус Карабаха, регион демилитаризируется, ОБСЕ входит в зону конфликта как гарантия демилитаризации. Обо всем этом почти договорились год назад, но переговоры оказались сорваны", - пояснил он.
"Это создает реальную угрозу возобновления военных действий, и обе стороны готовятся к этому. Азербайджан хочет показать, что его армия достаточно сильна, чтобы иметь возможность военным путем решить проблему, если не будет прогресса в мирных переговорах. Армения хочет показать, что ее армия достаточно сильна, чтобы не позволить это Азербайджану сделать и сохранить статус-кво. В то же время, военные действия именно сейчас мне кажутся маловероятными, поскольку наступил летний сезон, а обе страны имеют высокий туристический потенциал, особенно Азербайджан после снятия виз для арабских стран и Ирана. К тому же, скоро "Формула-1" в Баку. В этих условиях трудно представить, чтобы Азербайджан был заинтересован в летних боевых действиях. А вот осенью вероятность активных военных действий становится весьма высокой", - прогнозирует Сергей Марков.
Эксперт подчеркнул, что ситуацию очень сильно осложняет то, что международные посредники прекратили как-либо заниматься нагорно-карабахским конфликтом, свернув всю активность на этом направлении. "Я бы сказал, даже заметной имитации переговорного процесса сейчас нет, ничего нет. При этом я не думаю, что Минская группа ОБСЕ сможет остановить новую войну, если она начнется. Она сможет что-то сделать лишь после того, как будет заключено новое перемирие, как в прошлогодних апрельских боях за Карабах, чтобы вновь вывести конфликт на переговорный трек. Причем Минская группа понимает очень высокую вероятность военных действий, но ее попытки усадить обе стороны за стол переговоров пока что весьма неудачны", - отметил директор Института политических исследований.
Политолог Андрей Епифанцев также указал на неуспех мирных переговоров как причину мощной милитаризации зоны нагорно-карабахского конфликта. "Подход Азербайджана и Армении к урегулированию конфликта принципиально разный: если цель Армении – заморозить решение вопроса на максимально возможное время, пока нельзя будет легализовать Карабах [то есть придать оккупационному режиму на азербайджанских территориях статус государства - прим. ред.], то по видению Баку это должна быть деоккупация Карабаха и прилегающих районов. Компромисс невозможен, поскольку у сторон диаметрально противоположные цели. При этом, когда начались апрельские бои за Карабах в прошлом году и международные посредники начали требовать от Азербайджана остановить боевые действия, стало понятно, что наиболее разумной тактикой для Баку будет "заморозить" конфликт на среднедолгое время, перевести его в переговорное русло и, зная, что переговоры не выльются ни во что, иметь аргумент, что с Арменией невозможно ни о чем договориться, а значит, остается единственный выход – война. С апрельских боев за Карабах прошли 15 месяцев, и ситуация понемногу возвращается в горячее русло", - констатировал он.
Помимо отсутствия желания сторон идти на компромиссы, в эскалации ситуации повинна и Минская группа ОБСЕ. "Мы видим значительный кризис Минской группы на протяжении нескольких лет. Максимум, чего может добиться Минская группа в нынешних условиях, – начать политическими методами давить на обе стороны с установкой прекратить конфликт, но чего-то более существенного на малом и среднем временном горизонте я не вижу. Минская группа неравномерна в сторону Армении, она выгодна Армении, но не Азербайджану: страны-сопредседатели МГ ОБСЕ, которые на 90% там делают всю работу, имеют наиболее тесные отношения не с Баку, а с Ереваном, для которого Россия – это стратегический союзник, а Франция и США – страны с самыми большими армянскими диаспорами, у которых есть серьезная политическая поддержка и политическое представительство. У Азербайджана там такой поддержки нет", - обратил внимание Андрей Епифанцев.
"Поэтому Азербайджану можно было бы поставить вопрос о дипломатическом переформатировании Минской группы ОБСЕ, допустим, о включении туда Турции как страны-сопредседателя, которая будет вести такую же активную политику, как Россия, Франция и США. В любом случае, это лучше войны, и подобная возможность показывает, что у Азербайджана еще есть поле для каких-либо действий, кроме военных", - заключил политолог.