Сделку по приобретению Госнефтекомпанией Азербайджана (SOCAR / ГНКАР) греческого газопроводного оператора DESFA может постичь участь российского проекта "Южный поток" – Еврокомиссия опубликовала претензии к факту продажи, связанные с нарушением правил "Третьего энергопакета" в части ограничения конкуренции на газовом рынке Греции.
Согласно заявлению ЕК, договор о продаже DESFA должен быть тщательно изучен на соответствие Регламенту о конкурентной среде на территории ЕС, так как, купив греческого газового оператора, SOCAR окажется одновременно и монопольным владельцем трубопроводов Греции, и поставщиком газа на территорию страны. "Комиссия опасается, что этот договор может нарушить конкуренцию в оптовой продаже газа, поскольку объединенная компания может помешать конкурентам SOCAR в доступе к сети газопроводов Греции", - сказано в пресс-релизе Еврокомиссии.
Политолог Ровшан Ибрагимов в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" призвал пока не торопиться с выводами относительно будущего сделки по продаже DESFA. "В чем сомнений нет, так это в том, что данный вопрос рассматривается Еврокомиссией в контексте "Третьего энергопакета". Полагаю, что разрешение проблемы соответствия сделки регламенту о конкуренции существует, выход из положения может быть найден. Я бы не стал политизировать данную тему, на мой взгляд, претензии носят сугубо технический характер, в рамках анализа документов по продаже DESFA на соответствие европейским нормам", - подчеркнул Ибрагимов.
Эксперт обратил внимание, что запрет на сделку в первую очередь негативно скажется на Греции и ЕС. "Если DESFA не будет куплена SOCAR, это будет попросту невыгодно Греции, которой вновь придется искать покупателя, и ЕС, так как это испортит отношения с Баку. Полагаю, Евросоюз все-таки считает необходимым развивать отношения с Азербайджаном, и одним из приоритетных направлений является энергетика, прежде всего реализация проекта "Южного газового коридора". Повторюсь, что если какое-либо решение и будет принято, оно будет иметь технический, а не политический характер", - уверен Ибрагимов.
Глава бакинского Центра нефтяных исследований Ильхам Шабан в свою очередь, подчеркнул, что с юридической точки зрения претензий к SOCAR у Еврокомиссии быть не может. "Дело в том, что тендер на продажу DESFA был объявлен в январе 2013 года, тендерные процедуры проходили в феврале, а "Третий энергопакет" был принят только в марте. То есть ЕК не может заявить, что сделка нарушила какие-либо законодательные нормы Евросоюза, так как законы не имеют обратной силы. Сам вопрос о соответствии сделки "Третьему энергопакету" обсуждался и в SOCAR, и в правительственной комиссии, так что не вполне понятно, почему у Еврокомиссии сейчас возникли эти претензии", - рассказал Шабан.
"На момент оформления сделки SOCAR выполнил все то, что было юридически необходимо, все сделал законно, как положено. Компания не могла же посмотреть в будущее и увидеть, что через 2-3 месяца Еврокомиссия примет "Третий энергопакет" и на его основе выставит претензии. Поэтому предполагается, что проблему должно урегулировать правительство Греции, то есть перед нами конфликт между Грецией и Еврокомиссией, а не между SOCAR и Еврокомиссией. Поэтому в Баку к этому вопросу относятся как к внутренней проблеме Евросоюза", - заключил эксперт.
Итоговое решение ЕК по ратификации документов, скрепляющих покупку DESFA Госнефтекомпанией Азербайджана, должно быть принято до 23 марта 2015 года. Напомним, что год назад официальный Брюссель приветствовал факт заключения этой сделки.