Экспорт российского газа через Азербайджан на север Ирана позволит решить как экономические, так и политические задачи всех участников этой сделки, заявили в беседе с корреспондентами "Вестника Кавказа" российские экономисты, комментируя заявление президента России Владимира Путина, сделанное накануне в Тегеране после переговоров с президентами Азербайджана и Ирана Ильхамом Алиевым и Хасаном Рухани.
Напомним, что Владимир Путин отметил интерес к поставкам сырья в рамках этого треугольника с использованием внутренней логистики. "Мы подтверждаем свою готовность поставлять газ по трубопроводным транспортным системам Азербайджана на север Ирана, что может представлять экономическую целесообразность для наших партнеров", - сказал он.
Вице-президент группы компаний "НьюТек Сервисез", профессор РГУ нефти и газа им И. М. Губкина Валерий Бессель обратил внимание на потребность Ирана заместить снижение поставок из Туркменистана. "В Иране есть два газопровода на севере, один на 6 млрд кубов газа в год, другой на 14 млрд кубов газа в год, по которым они покупают газ у Туркменистана. Но Туркменистан сейчас весь свой экспортный газ отправляет в Китай, и мы с удовольствием забираем иранский рынок в рамках борьбы за свои рыночные позиции, что является совершенно естественным путем", - указал он.
И для этих целей путь через Азербайджан является наиболее выгодным. "Фактически, другого пути просто нет, ведь Азербайджан является страной с развитой трубопроводной системой, а мы попросту не граничим с Ираном другим способом. Азербайджану этот проект выгоден как стране-транзитеру, нам это выгодно как стране, которая будет продавать газ по значительно более дорогим ценам, чем внутренние, а Ирану это выгодно, потому что у них на севере нет газа", - заметил Валерий Бессель, добавив, что дополнительным стимулом для заключения сделки стала необходимость стабилизировать доходы "Газпрома".
"Экспортная цена на газ – порядка $200 за тысячу кубов, внутренние цены – где-то $80 за тысячу кубов, причем наши потребители не всегда платят, так как у населения не самая высокая платежеспособность. Поэтому "Газпрому" выгодно экспортировать как можно больше газа, ведь он получает от этого валютную выручку. При этом у компании очень большие инвестиционные программы, очень большие обязательства, к тому же очень много денег уходит на обслуживание внешнего долга, поскольку "Газпром" не отказывается его обслуживать. Отсюда выгода любого подобного проекта по экспорту газа", - заключил профессор РГУ нефти и газа им И. М. Губкина.
Доцент ВШКУ РАНХиГС, старший научный сотрудник ИЭ РАН Иван Капитонов обратил внимание на политический аспект этого соглашения. "Данный регион стратегически важен для России, и здесь мы решаем не столько экономические, сколько политические вопросы, продвигая идеи углубления взаимоотношений ближневосточных стран и, так или иначе, миссию Россию как мирового регулятора в регионе. Вдобавок к этому север Ирана представляет собой дополнительный, достаточно стабильный рынок газа, а России выгодно диверсифицировать маршруты поставок, дабы не было сбоев в покупке газа, связанных с политикой, с чем мы сталкивались в последнее время, либо с другими проблемами у покупателей. Это крайне перспективная затея, положительные результаты которой увидят наши потомки", - уверен он.
Маршрут через Азербайджан, по оценке эксперта, был выбран в связи со стабильностью и дальнейшим укреплением российско-азербайджанских отношений. "С одной стороны, речь идет об укреплении наших взаимоотношений с Азербайджаном, что выгодно обеим странам. Азербайджан будет иметь некоторые доходы от транзита, а для нас важно, что это страна, достаточно благосклонно относящаяся к РФ, то есть мы не будем здесь иметь каких-либо глобальных проблем, какие получили, скажем, с Украиной. Думаю, Азербайджан выбран именно исходя из соображений стабильности", - подчеркнул Иван Капитонов.
Заместитель директора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев уточнил источник спроса на российский газ в Иране. "Основная проблема Ирана состоит в том, что у него основные районы добычи отделены от центра потребления: добыча сосредоточена на юге страны, а потребление – на севере, так что в перспективе северо-западные районы будут испытывать дефицит газа. Азербайджан не может удовлетворить иранские потребности в связи с ограниченностью собственной добычи и обязательствами по поставкам газа на экспорт в рамках "Южного газового коридора" в Турцию и Европу. Видимо, в этой связи и возникла идея поставок российского газа транзитом через Азербайджан, тем более что вся инфраструктура для этого есть, по крайней мере, между Россией и Азербайджаном. В последние годы у нас были поставки в обе стороны, то есть реверсом из Азербайджана в Россию и из России в Азербайджан, так что инфраструктура уже отлажена", - заверил он.
При этом на первых порах сами по себе объемы поставок будут небольшими. "Я так понимаю, речь идет о 2-3 млрд кубометров газа в год, и многое будет зависеть от формулы образования цены на газ. Скорее всего, за основу будет взята конкурентоспособность с туркменским газом, который также поставляется на север Ирана, хотя в основном он идет в центральные районы иранского севера, в Тегеран. Основная выгода для нас будет в том, что можно будет нарастить экспорт, кроме того, для России важно в целом налаживание сотрудничества с Азербайджаном и Ираном в рамках коридора "Север-Юг", на который есть большие планы с точки зрения поставок товаров от Персидского залива в Европу через Азербайджан и Россию. Поэтому данную инициативу можно рассматривать и как один из первых проектов открытия этого коридора", - заключил Алексей Белогорьев.