Российским аграриям нужно не просто развивать, а увеличивать эффективное конкурентоспособное производство, и турецкий опыт очень позитивен в этом плане с точки зрения того, что имеет очень ясные целевые задачи, - заявил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" вице-президент Российского зернового союза Александр Корбут.
"Если мы поставим такую задачу, то смею вас заверить, крестьяне смогут сделать все: им не нужно будет говорить, сколько надо посеять, сколько надо убрать. Будет хороший спрос - и внутренний, и внешний, платежеспособный спрос, а не как у нас говорят: "Мы готовы столько-то потребить, только платить за это не готовы". Хороший спрос обеспечит хорошее производство. В качестве примера могу привести Юг России, южный экспортный кластер. Посмотрите, что произошло: сейчас там ясно выраженное производство продукции экспортного качества, которая имеет цену на мировом рынке в этом сезоне выше, чем французская пшеница. Просто у нас качество лучше, и мы ее продаем, но сейчас ввели ограничительную пошлину", - отметил эксперт, приведя в пример турецкий опыт.
"Мы говорим о том, что в Турции достаточная поддержка сельского хозяйства - напрямую из бюджета. Это и есть главное: система поддержки, которая направлена на обеспечение доходности сельскохозяйственной деятельности. Например, Турция является одним из крупнейших поставщиков на мировой рынок муки, которая делается, в основном, из российского зерна. Заметьте, эта мука продается за пределы Турции по цене или такой же, или даже ниже, чем цена зерна, которое они закупают у нас, - потому что в стране предусмотрена ввозная пошлина, которая возмещается при экспорте муки", - пояснил вице-президент Российского зернового союза.
Сходная ситуация в Турции с семеноводством. "Обеспечены четкие и прозрачные условия ведения бизнеса: минимизированы административные барьеры при создании и функционировании компаний, предоставлена на стартовый период небольшая государственная поддержка, стимулирован экспорт. Кстати, когда мы говорим про экспорт, следует помнить, что для сельского хозяйства он не является самоцелью", - отметил эксперт, приведя в пример любопытный факт: когда Бразилия вышла на экспорт продуктов в $100 млрд в год, глава Минсельхоза страны на вопрос, какой этап будет следующим, ответил: "У нас экспорт, вообще-то говоря, нужен только для того, чтобы был дополнительный приток денег в сельское хозяйство. Мы не ставим никаких планов по экспорту, мы ставим планы по доходности сельского хозяйства".
Россия, по оценке Корбута, все еще недооценивает значение экспорта для развития сельского хозяйства. "Мы смотрим на экспорт как на нечто вторичное. Если мы хотим добиться прорыва на мировом рынке семян, то у нас есть сорта, которые, с моей точки зрения, вполне конкурентоспособны. Значит, вопрос в том, чтобы государство озаботилось их продвижением на мировые рынки. В этом случае и статус России поднимется, и все будут знать об этих сортах внутри страны. Проблема, во многом, заключается в том, что мы не знаем, что у нас есть - информация не доходит до властей. То есть как в старые советские времена - все есть на выставке, но в одном экземпляре. Нужно наладить информирование, чтобы о наших достижениях и возможностях было известно, это позволит решить очень многие вопросы", - заявил аграрий, вернувшись для примера к сельхозпроизводителям Юга России.
"У них остается зерно урожая прошлого года. Урожай был рекордный, феноменальный, в него вложен колоссальный труд. Куда он денется? Увы, пока выхода два: или продавать задешево, но тогда зачем производить, или думать, где его хранить. Главная проблема сельхозпроизводителей - проблема платежеспособного спроса по достойной для аграрной отрасли цене. Подчеркну, что перспектива подорожания продукции для населения - это забота государства, так как нужно бороться не с ценами, а с бедностью. Цены должны быть адекватны доходам населения, значит, надо повышать доходы", - резюмировал Александр Корбут.
Напомним, что в прошлом году аграрии Юга России поставили новые рекорды. За всю историю Кубани был получен максимальный валовой сбор зерновых колосовых и бобовых культур - 9 млн 160 тыс т при средней их урожайности 55,5 ц с га, что на 1 млн т больше результата 2013 года. Впервые сразу девять районов - Каневской, Ленинградский, Брюховецкий, Выселковский, Кавказский, Приморско-Ахтарский, Тимашевский, Усть-Лабинский, Калининский, а также пригородные хозяйства Краснодара преодолели рубеж в 60 ц, несколько десятков сельхозпредприятий получили на круг свыше 70 ц зерновых, а тихорецкий фермер Андрей Бурдин довел их урожайность до 80,5 ц.
Небывалый валовой сбор пшеницы и ячменя стал возможен благодаря продуманной, выверенной политике по развитию АПК со стороны администрации края, губернатора Александра Ткачева, ЗСК и его председателя Владимира Бекетова, которые не только из года в год поднимали планку ответственности земледельцев, но и оказывали им материальную поддержку. Субсидии по различным направлениям, которые поступают в АПК из всех источников финансирования, стали ежегодно превышать 8 млрд рублей. Свой вклад в "большой каравай" внесли ученые аграрных НИИ и вузов, руководители и специалисты Минсельхоза, сельхозпредприятия и механизаторы, чье мастерство по достоинству оценено на прошедших в районах Днях урожая.
В Ставропольском крае в 2014 году также был собран рекордный урожай зерновых в 8,8 млн т: без кукурузы валовой сбор составил рекордные 7,9 млн т, что на 1,6 млн т больше показателей урожая зерновых 2013 года. Рост объемов урожая в процентном соотношении составил 23%. Высокий урожай позволил ставропольским аграриям придержать часть зерна до весны. Новый год вряд ли принесет новый рекорд по собранному урожаю, однако определенная планка взята. Хлеборобы Юга России еще раз доказали: Кубань и Ставрополье остаются житницей России. И впереди у них - новые достижения.