Вестник Кавказа

Зия Шихлинский: "Имран Касумов это азербайджанский Эренбург"

В эти дни в Азербайджане отмечают 95-летие писателя, драматурга и киносценариста Имрана Касумова. На фильмах по его сценариям "На дальних берегах", "Ритмы Абшерона", "Наша улица", "Сувенир", "Ее большое сердце" выросло не одно поколение. Память о писателе фильмом "Его большое сердце" увековечил азербайджанский режиссер Зия Шихлинский.

- Когда вы снимали фильм об Имране Касумове, там звучали воспоминания писателей Чингиза Айтматова, Олжаса Сулейменова, художника Таира Салахова, писателя композитора Хайяма Мирзазаде. Что вас "зацепило", "заставило" взяться за этот фильм?

- Имран Ашумович – это азербайджанский Эренбург. Потому что он коснулся, причем не слегка, а по большому счету, и драматургии, и беллетристики, и как драматург, то есть сценарист. И был прекрасным, одним из лучших, руководителем Союза писателей [Азербайджана].
Руководство творческим процессом, причем таким сложным, как в Союзе писателей, требует особого таланта. Мой друг [современный азербайджанский писатель] Натиг Расул-заде сказал, что сейчас Союзом писателей управлять труднее, так как там сегодня 1500 членов, а тогда было всего 300. На это я ему ответил, что тогда было "300 спартанцев", а сейчас кто угодно одну статью напишет или какую-то брошюру издаст – и может вступить в Союз писателей. Тогда был длительный процесс, был тщательный отбор.
Имран Ашумович обладал этим талантом. Помимо того, что он был очень достойными творческим человеком, реализовавшим себя, прекрасным руководителем Союза писателей, он умел разговаривать с людьми, он умел их выслушивать, он как интеллигентный человек мог себя поставить в их положение. Поэтому по мере, а иногда без меры, своих возможностей он оказывал большую помощь, большое содействие и в бытовых делах, и в творческих делах, и так далее.

- Откуда вы все это знаете?

- Мне о нем рассказывал его ближайший друг, кинорежиссер, сценарист, писатель Гасан Сеидбейли, с которым они сотрудничали. Очень интересными воспоминаниями делился отец моего друга, человек, который при жизни уже был легендой Алиш Джамилевич Лемберанский. Город Баку больше всего связан с его именем. (Алиша Лемберанского считают лучшим мэром столицы Азербайджана. Под его руководством в 1960-1980-х годах в Баку построены Багировский мост, Государственный цирк, Дворец имени Гейдара Алиева, Дворец "Гюлистан", Театр музыкальной комедии, Новый бакинский нефтеперерабатывающий завод, - прим. ред.). А Алиш Джамилевич не о каждом человеке мог делиться впечатлениями, хотя был очень интересным собеседником.
И, наконец, очень много интересного я услышал от своего дяди, народного писателя Азербайджана Исмаила Шихлы, который с ним долгие-долгие годы дружил, они вместе работали, а потом, когда Имрана Ашумовича не стало, на съезде моего дядю избрали первым секретарем Союза писателей.
Самые интересные воспоминания я слышал от его водителя. Сами прекрасно понимаете, то, что знает шофер, не дано знать каждому, даже члену семьи.
Конечно, в работе над фильмом были проблемы, но мне было работать довольно-таки легко, потому что этого человека я немножко знал, но самое главное – я о нем очень многое слышал, причем только со знаком "плюс".

- Фильм "На дальних берегах" стал культовым в свое время. (Картина снята в 1958 году по мотивам одноименной повести Гасана Сеидбейли и Имрана Касумова и повествует о подвигах советского партизана и разведчика, участнике движения Сопротивления против фашизма азербайджанца Мехти Гусейн-заде, сражавшемся в партизанском отряде в Италии во время Второй мировой войны, - прим. ред.). Широкая общественность узнала Мехти Гусейн-заде именно после этого фильма. Что вы можете сказать о личных качествах Имрана Касумова как патриота страны?

- В 1947 году был снят очень известный фильм Бориса Барнета "Подвиг разведчика" с Павлом Кадочниковым в главной роли. После этого долгое время не было картин такого уровня. И лишь в 1958 году вышел фильм "На дальних берегах" о разведчике, партизане. И он имел огромный успех, причем не только в Азербайджане, не только в Советском Союзе. Его отмечали всякий раз, когда мы возили кино за границу, как в Европу, так и в страны Ближнего и Дальнего Востока. Картина получилась, ведь действительно у Имрана Ашумовича чувство патриотизма было очень сильно развито.

14755 просмотров