В декабре 2000 года президент Азербайджана Гейдар Алиев подписал распоряжение, согласно которому 2 августа отмечается День национального кино Азербайджана. В последние 10 лет азербайджанские художественные, документальные и мультипликационные фильмы были представлены в более 50 странах, в том числе продемонстрированы более 200 раз на международных кинофестивалях во Франции, Германии, Великобритании, США, Канаде, Италии, Китае, России, Индии и других странах. О зарождении и развитии азербайджанского кинематографа, который в этом году который отмечает свое 120-летие, "Вестнику Кавказа" рассказал кинорежиссер, сценарист, генеральный продюсер кинокомпании "Евразия Фильм" Олег Сафаралиев.
- В этом году исполняется 120 лет азербайджанскому кинематографу. Какие основные этапы его развития вы бы выделили?
- Развитие азербайджанского кинематографа в первые годы проходило с участием "большого брата" - национальных кадров было мало, и многие картины снимались приезжавшими режиссерами, в основном из Москвы. Так, первый звуковой азербайджанский фильм "У самого синего моря" 1936 года снимался режиссером Борисом Барнетом, правда, вторым режиссером выступал Самед Марданов. Это одна из этапных азербайджанских картин. Также можно выделить картину 1932 года "26 бакинских комиссаров", которую снял режиссер Николай Шенгелая. Из документального кино нужно обратить внимание на две картины, которые снял Роман Кармен: "Повесть о нефтяниках Каспия" (приз Каннского фестиваля 1954 года) и "Покорители Каспия" (Ленинская премия 1960 года).
В 1945 году была создана вершина азербайджанской музыкальной комедии "Аршин Мал Алан", которая получила Сталинскую премию. Картина пользовалась большим успехом на экранах Советского Союза и долгое время оставалась неким эталоном азербайджанского кинематографа. Это если говорить о первом этапе становления, развития национального кинематографа.
Расцвет кинематографии приходится на 1960-е годы. К этому моменту уже сформировались высокопрофессиональные национальные кадры, из ВГИКа пришла целая плеяда молодых талантливых операторов, художников, режиссеров. Многие картины того периода вызывают интерес как у киноведов, так и у историков кинематографии, причем не только азербайджанских. На всесоюзном уровне звучали имена таких режиссеров как Гасан Сеидбейли, Рза Тахмасиб, Али-Саттар Атакишиев, и чуть позже Расим Оджагов, чей 85-летний юбилей мы отмечали буквально на днях. Именно эти режиссеры заявили о себе в полный голос и стали неким эталоном для более молодых кинематографистов.
- Расим Оджагов был ключевой фигурой ренессанса азербайджанского кинематографа. Какой вклад он внес в развитие советского и азербайджанского кино?
- С конца 1960-х до 1980 года на студии "Азербайджанфильм" были сняты лучшие образцы советского азербайджанского кино. Начинать этот период можно с картины "В одном южном городе" Эльдара Кулиева, оператором которой как раз был Расим Оджагов, а заканчивать этот период можно 1980 годом - картиной "Допрос", режиссером которой был Расим Оджагов, а автором сценария Рустам Ибрагимбеков. Эта картина, получившая Государственную премию СССР, стала единственным азербайджанским фильмом, который был так высоко оценен в советское время.
Середина 1960-х - начало 1980-х – наиболее яркий период азербайджанского кинематографа. Именно в этот период Расим Оджагов сделал свои лучшие картины. Именно в то время сформировался его стиль, его предпочтения, его стремление поднимать нравственные темы, стремление к размышлению о выборе человека, о его предназначении. Причем если говорить о картине "Допрос", то это социальная картина, в которой поднимались по тем временам очень острые проблемы.
- Как вы можете описать стиль его киноработ?
- Расим Миркасумович Оджагов был очень большим любителем и знатоком итальянского неореализма. Возможно, это началось во время его обучения на операторском факультете во ВГИКе, когда стали появляться эти картины. И наверняка он еще студентом видел все лучшие образцы итальянского неореализма. Как и на всякого творческого, остро чувствующего человека, они оказали на него влияние. Помню, когда я учился в Москве в период "перестройки", стали появляться на всевозможных носителях, на кассетах, на дисках, старые картины. Оджагов всегда просил, чтобы я привозил из Москвы в Баку картины итальянских режиссеров, которые он собирал, пересматривал, очень любил цитировать в разговоре, приводить примеры. Это была одна из его любимых тем – итальянский неореализм.
Расим Оджагов внимательно относился к актерской игре, к пониманию актерами задач, которые далеко выходят за рамки просто эпизода или просто истории, которая рассказывается в картине. Он любил выдвигать перед актерами завышенные требования и всегда искал в них достоверности и полного погружения в роли. Недаром ему требовались для выполнения этих задач большие мастера.
Иногда Оджагова даже критиковали за пристрастие к российским актерам, но он всегда старался, чтобы в его картинах играли известные, лучшие актеры того времени. В картине "Перед закрытой дверью" одну из лучших своих ролей сыграл Родион Нахапетов. В фильме "Допрос" - одна из знаковых ролей Александра Калягина, который также сыграл главную роль в еще одном фильме Расима Оджагова "Другая жизнь". Эти актеры играли на экране наших современников, наших земляков, азербайджанцев, и никому это не мешало, потому что степень достоверности была высокой.
Высокий профессионализм и Оджагова, и актеров приводил к тому, что они полностью растворялись в этой истории, в этой теме и не выбивались из общего ряда тех азербайджанских актеров, которые играли вместе с ними.
Азербайджанская актерская школа к этому времени стала одной из высокопрофессиональных. Некоторые азербайджанские актеры стали сниматься в российских фильмах. Происходил активный обмен творческими ресурсами.
Семь картин из более десятка своих работ Расим Оджагов снял по сценариям Рустама Ибрагимбекова. Этот творческий тандем был одним из самых продуктивных и наиболее высокохудожественных союзов сценариста и режиссера. Каждая из этих картин - "День рождения", "Парк", "Храм воздуха", "Допрос", "Перед закрытой дверью" - сразу становилась явлением на советском кинематографическом пространстве. Все эти картины были участниками многочисленных фестивалей. Они привлекали внимание не только зрителей, но и киноведов, кинокритиков, людей, которые занимались изучением и развитием азербайджанского кино.
- Главный герой в картинах Расима Оджагова, какой он? Есть ли какие-то ключевые составляющие личности?
- Ключевые составляющие есть. Главный герой всех его картин, особенно тех, которые были сделаны по сценарию Рустама Ибрагимбекова, это человек, стоящий перед нравственным моральным выбором. Это герой, которому нужно обязательно решить важнейшую задачу – остаться самим собой, вступая в конфликт, в бой, рискуя часто своей жизнью ради сохранения своего собственного Я, своих принципов, своих нравственных установок. В нескольких картинах Расима Оджагова главный герой погибает. Однажды у меня была с ним беседа на эту тему, когда я делал картину "Прощай, южный город". Это должна была быть картина Расима Оджагова. Он готовился ее делать, но помешала болезнь. В итоге эту картину снимал я. Там тоже был герой, который стоял перед нравственным выбором, и я спросил Расима Миркасумовича, как он считает, останется ли герой в живых, победит ли он в этой борьбе или погибнет. Оджагов очень четко сформулировал ответ на вопрос: "Положительный герой в кино должен погибнуть, иначе ему никто не будет верить, иначе все эти хэппи-энды означают, что герой пошел на некий компромисс или же авторы сделали некий шаг назад в своем стремлении докопаться до истины и разобраться в сути той проблемы, которой они занимаются".
- Какие ключевые темы поднимались в его работах?
- Многие картины затрагивали довольно острые темы, в частности, равнодушие окружающих. Герой Родиона Нахапетова в фильме "Перед закрытой дверью" - человек неравнодушный, который хочет, чтобы у людей не пропадала способность откликаться на чужую беду, способность увидеть горе или трудности ближнего. Это человек, который готов откликнуться и прийти на помощь. Герой "Допроса", следователь, которого сыграл Калягин, - человек, у которого моральные принципы выше житейского благополучия, выше карьерных устремлений. Это человек, который трудится ради торжества справедливости. Это важнейшие и главные темы, которые все время исследовал, все время пытался показать на экране Расим Оджагов.
- Он снимал национальное азербайджанское кино. Какую роль его родина играла в картинах?
– Первостепенную и главную, потому что это выдающийся азербайджанский кинематографист. Это плоть от плоти азербайджанской культуры, азербайджанских традиций. Расим Оджагов - выходец из одного из самых интересных культурных и очень колоритных уголков Азербайджана - родился и вырос в городе Шеки. Всю жизнь он рвался туда. При первой возможности старался ехать отдыхать не на какие-то далекие курорты, а поближе к свои родным горам, в ту местность, где чувствовал себя молодым. Он часто говорил, что, когда несколько дней побудет в Шеки, то молодеет, набирается сил и готов рваться в бой. Никаких сомнений быть не может - это очень яркий представитель национального кинематографа и в целом национальной культуры.
- При каких обстоятельствах вы с ним познакомились, и каким он был человеком в жизни?
- Я познакомился с ним, когда решил заняться режиссурой и стал приезжать в Союз кинематографистов, общаться там с Рустамом Ибрагимбековым и с Расимом Оджаговым. Мне нужны были профессиональные советы людей, которые уже прошли этот путь, которые могли что-то посоветовать начинающим кинематографистам, тем, кто хотел что-то узнать об этой профессии. Он был открытым человеком, готовым прийти на помощь, как герои его фильмов. Человек, который очень внимательно следил за тем, как работают молодые режиссеры. Если он мог помочь или что-то сказать, то он всегда готов был прийти на помощь.
- Вы уже говорили про ваш фильм "Прощай, южный город", который изначально был проектом Расима Оджагова и оказался для него последней работой. Можете о нем рассказать подробнее?
- В 2005 году на киностудии "Азербайджанфильм" Расим Оджагов должен был приступить к восьмой картине по сценарию Рустама Ибрагимбекова. Сценарий назывался "Проснувшись с улыбкой" по повести Рустама Ибрагимбекова. Но болезнь помешала Оджагову работать на этой картине, и режиссером стал я. Все темы и вся проблематика, которая была в картинах Оджагова до этого, оставалась и в этом сценарии. В ходе работы мы с автором сценария и в дальнейшем продюсером Рустамом Ибрагимбековым пришли к мысли, что события в картине должны происходить в конце 1980-х, когда начал разгораться межнациональный конфликт на Кавказе, когда стали проявляться процессы распада Советского Союза. Тогда перед многими остро встал вопрос выбора: как поступать в той или иной ситуации, оставаться верным морально-нравственным принципам, по которым люди жили многие годы, или же сдаваться под напором новых сил, новых веяний и плыть по течению.
Нас всегда интересуют герои, которые отказываются плыть по течению, герои, которые отстаивают свои моральные принципы, нравственные постулаты. Но это высокие философские определения, а жизнь – череда мелких поступков, в которых проявляется человек. Пройдешь ли ты равнодушно мимо несправедливости? Пройдешь ли ты равнодушно и отвернешься, не поможешь своему другу, соседу, просто человеку, нуждающемуся в помощи? Или же ты будешь решать, выгодно это или невыгодно, что за этим последует, чем ты рискуешь? Будешь ли ты это все взвешивать или ты с открытым забралом кидаешься в бой, иногда на ветряные мельницы, а иногда на реальную опасность, которая может привести к гибели героя? Герой фильма "Прощай, южный город" в итоге погибает от рук своего бывшего друга, за что очень много критических стрел было выпущено в адрес этой картины, и до сих пор ее принимают с очень большой настороженностью.