Берлинский политолог Хайко Лангнер рассказал "Вестнику Кавказа" о последствиях террористической атаки в Париже.
- Господин Лангнер, после недавней террористической атаки в Париже в обществе с новой силой вспыхнули споры о том, следует ли Европе принимать беженцев, среди которых могут затесаться и террористы „Исламского государства“. На фоне парижских событий новое польское правительство уже заявило о прекращении приема мигрантов. Как могут теракты повлиять на внутриполитические дебатты по поводу беженцев в Евросоюзе, в частности, восточноевропейских странах?
- Ужасающие террористические акты в Париже приведут к ужесточению мер безопасности не только во Франции, но также, вероятно, и в других странах ЕС. Но было бы иллюзией думать, что эти шаги обеспечат стопроцентную защиту от новых терактов. Одновременно с этим, террористические атаки нельзя связывать с вопросом приема беженцев, и, прежде всего, использовать их для манипулирования общественными настроениями, направляя их против людей, ищущих помощи и убежища в Германии. Люди с Ближнего Востока бегут как раз от таких фанатиков, прикрывающихся религией для достижения своих террористических целей.
Тем не менее верно, что преодоление кризиса беженцев – это общеевропейская задача, в разрешении которой должен пропорционально участвовать каждый из членов Евросоюза. Против стран ЕС, ввиду национально-шовинистических мотивов отказывающихся проявлять необходимую солидарность, на мой взгляд, необходимо принимать последовательные санкции. К примеру, можно представить, чтобы выделение финансовых средств ЕС на развитие отдельных его членов увязывалось бы с готовностью конкретных стран к приему беженцев. Те, кто не хотят принимать у себя беженцев, должны получать меньше средств, либо же, не получать их вовсе. Но в данный момент это едва ли осуществимо. Поэтому более эффективной может оказаться обратная схема: страны, принимающие большее количество беженцев, чем они, собственно, должны, могут быть частично освобождены от членских взносов в Евросоюз, либо же получать иные дополнительные бонусы. Таким образом, доля финансовой поддержки странам, не проявляющим солидарности, также может быть сокращена. Держать руку протянутой, ровно до тех пор, пока это выгодно тебе, и исчезать в тот момент, когда от тебя требуют ответной услуги – неприемлемое поведение, несовместимое с "идеей" европейской интеграции. В любом случае, оно не должно оставаться без последствий, если мы хотим добиться общеевропейского решения.
- Разделяете ли вы прогнозы о том, что в контексте террористических атак может произойти резкая смена курса канцлера Ангелы Меркель в вопросе приема беженцев – наподобие того, как это произошло после аварии реактора в Фукусиме, когда канцлер в одночасье превратилась из противника в сторонника отказа от использования атомной энергии?
- На мой взгляд, принципиального разворота в немецкой политике в сфере беженцев после недавних терактов в Париже ожидать не следует, поскольку эти две темы не связаны между собой. Правительство Германии для устранения кризиса делает ставку на следующие меры: ускорение процедуры решения о выдаче или отказе в статусе беженца; достижение договоренности о квоте беженцев по странам ЕС; укрепление защиты внешних границ ЕС с целью сдерживания нелегальной миграции; увеличение финансовой поддержки странам за пределами Евросоюза, принимающим большое количество беженцев – например, Турции и Ливану; борьба с перворпричинами кризиса. В конечном счете, все эти меры направлены на уменьшение потока беженцев. Некоторые из них, однако, неверны и нелогичны. К примеру, шаги по изоляции внешних границ ЕС приведут к тому, что люди начнут прибегать к самым отчаянным и опасным маршрутам бегства в Евросоюз. Чтобы предотвратить это, необходимо улучшить легальные возможности приема беженцев. Этот шаг также усложнил бы деятельность криминальных группировок, занимающихся "контрабандой" людей.
Для эффективной борьбы с первопричинами кризиса необходимо также, чтобы Германия отказалась от экспорта вооружений в конфликтный регион. ФРГ является третьим по значимости экспортером вооружений в мире, и практически во всех горячих точках мира используется оружие "Made in Germany". Уму непостижимо, что Германия уже многие годы обеспечивает оружием диктаторский режим в Саудовской Аравии, а также сейчас на полном серьезе проверяет возможности поставок танков "Леопард" в Катар. Как известно, обе эти страны поддерживают исламистские террористические группировки в Сирии. В условиях отсутствующего эффективного контроля в сфере определения конечных адресатов поставок вооружений, в частности, поставляемое из Германии ручное оружие способствует терроризированию гражданского населения в зонах боевых действий, что приводит к его исходу из мест проживания. Причина и следствие должны быть ясно названы: немецкие поставки вооружений сегодня приводят к появлению новых беженцев завтра!
- Германия выразила полную солидарность с Францией, президент Йоахим Гаук заговорил о необходимости решительной борьбы с терроризмом. Может ли это быть подготовкой для прямого вмешательства бундесвера в сирийский конфликт – шаг, которого до сих пор правительство ФРГ принципиально избегало?
- Военная интервенция бундесвера в Сирии была бы в корне неверной и закончилась бы неизбежным провалом. Но я не удивлюсь, если Германия начнет еще интенсивнее поставлять вооружение своим союзникам в регионе, курдским "Пешмерга" в северном Ираке, воюющим против террористов из "Исламского государства". Большего немецкое население не воспримет.
Открытым противоречием является тот факт, что, с одной стороны, несколько членов НАТО в рамках международного альянса под руководством США борются против "Исламского государства", в то время, как член НАТО Турция дает возможность "Исламскому государству" беспрепятственно осуществлять нефтяной бизнес – важнейший источник финансирования – через свою территорию. Несмотря на многочисленные утверждения об обратном, Турция до сих пор не начала реальной военной борьбы с "Исламским государством". Очевидно, что свержение Башара Асада для Турции является более приоритетной задачей. Тем самым, Турция подставляет своих же союзников по альянсу и борется, вместо этого, именно с курдами, являющимися наиболее серьезными противниками "Исламского государства" на земле. Это показывает, что Турция преследует абсолютно другие, собственные геополитические интересы в регионе. И в таких условиях посылать бундесвер на эту войну было бы авантюрой. И правительство Германии это, конечно, знает.
- То, что теракты в Париже в очередной раз продемонстрировали необходимость международного сотрудничества в борьбе с терроризмом, признают все. Можно ли говорить о вероятности сближения России и Европы на фоне наличия реальной общей угрозы?
- Это зависит от готовности Запада пересилить себя. Фактом является то, что без России транснациональный терроризм победить невозможно. Это понимают также и на Западе, и нельзя исключать точечного сотрудничества в этой сфере. Но будем исходить из того, что ЕС продолжит увязывать полную нормализацию европейско-российских отношений с реализацией Минского пакета соглашений по Украине, и санкции будут отменены только лишь после его полного исполнения. Санкции были изначально полной бессмыслицей и проявлением мышления морального превосходства, для которого, при этом, не существует никаких реальных оснований. Санкции должны быть отменены максимально быстро, а также должны быть прозондированы возможности сотрудничества в области безопасности с Россией. Это было бы полезным не только с точки зрения борьбы с международным терроризмом и конфликтной зоны за пределами Европы, но также и с учетом исторического урока двух мировых войн, разоривших Европу.