Сегодня в Азербайджане проходит референдум по внесению поправок и дополнений в Конституцию республики. Необходимость обновления Основного закона страны и влияние поправок, если они будут одобрены гражданами, на жизнь Азербайджана "Вестник Кавказа" обсудил с профессором Западного университета Фикретом Садыховым.
- Какие факторы вызвали необходимость проведения референдума о внесении дополнений и изменений в Конституцию Азербайджана?
- Поправки предложено внести, чтобы усовершенствовать процесс государственного строительства и политическую систему. Конституция была принята в 1995 году, и с той поры в нее были внесены всего две поправки – в 2002 и 2009 году. Время идет, структура государственной системы меняется, появляются определенные сложности и проблемы, которые необходимо решать – и для этого требуется усовершенствование государственных механизмов по политическим, экономическим и социальным вопросам. Получив одобрение населения на эти поправки, власть получит широкие полномочия и возможность внести необходимые изменения в жизнь государства, дабы реформировать систему государственно-политической власти для еще большего экономического подъема и соответствия политическим процессам, которые происходят в обществе.
- Целый ряд поправок в Конституцию предложено внести по статьям, касающимся прав человека. По вашей оценке, чем вызван подобный фокус на этой стороне жизни государства?
- Это связано, скорее всего, с реакцией на раздающуюся время от времени критику из околоевропейских кругов по поводу нарушений прав человека и демократических ценностей. Власть решила, реагируя на эти замечания, предложить необходимые поправки на референдум, чтобы снять подобные вопросы, а также усовершенствовать систему, связанную с соблюдением прав человека в Азербайджане и развитием демократических процессов в стране. Увы, Запад очень часто подвергает критике те страны, которые не вписываются в его понимание ценностей, требуя ото всех идти нога в ногу с теми определениями и понятиями о свободе, демократии, и правах человека, которые он установили для себя. Любое отклонение от этих ценностей дает ему повод постоянно вмешиваться во внутреннюю жизнь государств, подвергать их критике и даже делать из тех или иных стран изгоев. Естественно, реакция Азербайджана была адекватна: понимая вопросы, связанные с правами человека и развитием демократии так, как это понимают во всем мире, а не только на Западе, мы делаем акцент на проблемы и вопросы, которые соответствуют духу времени и нашим национальным традициям, а также способствуют дальнейшему социально-экономическому развитию и реформированию политических процессов в Азербайджане.
- Среди вопросов, вынесенных на референдум – отмена возрастного ценза. Можно ли сказать, что омоложение парламента, привлечение в законотворчество выпускников АДА, филиала МГУ, мировых вузов, то есть поколения, родившегося в годы рыночных ценностей, а не советских, позволит создать парламент, отвечающий велению времени? Насколько можно будет добиться этой задумки, заложенной изначально в референдум?
- Разумеется, снижение возрастного ценза не означает массового избрания молодежи в парламент или другие государственные исполнительные органы: из поправок не следует, что 18-летние юноши или девушки, не имеющие высшего образования, смогут быть избранными. Тем не менее, это создает хорошие условия для стремления молодежи участвовать в государственном строительстве и быть вовлеченными в процессы общественно-политической работы. Это достаточно грамотная поправка, которая позволит омолодить парламент, сделать его более гибким и динамичным, так как в Милли Меджлис смогут прийти люди с современным мышлением и новыми идеями – та прослойка молодого поколения, за которой будущее Азербайджана. Это серьезный и важный вопрос, который, я думаю, беспокоит не только исполнительную власть, но и в целом значительную часть общества, которая хотела бы активно участвовать в политической жизни.
- С чем, на ваш взгляд, связано введение института вице-президентства? Вместе с расширением полномочий президента и увеличением президентского срока поможет ли появление вице-президентов более решительно проводить реформы, к примеру, в области образования и здравоохранения, проводить кадровые чистки при сохранении устойчивости власти внутри страны и менять глав исполнительной власти на более образованных и креативных руководителей?
- Введение трех должностей – первого вице-президента и двух вице-президентов – связано с дальнейшим реформированием государственно-политической системы. В принципе, у людей, которые находятся на олимпе власти, должны быть достаточно широкие полномочия, тем более что один глава государства вряд ли в состоянии решать все проблемы за всех – необходимо усовершенствование структуры исполнительной власти. Возможны форс-мажорные обстоятельства, при которых первый вице-президент будет на определенный период времени заменять президента и поддерживать стабильность в обществе, контролируя ситуацию и предотвращая конфликтные ситуации. Два других вице-президента, наверняка, будут заниматься конкретными вопросами – политическими, финансово-экономическими, социальными, аграрными. Эти вопросы требуют времени, а решать их нужно здесь сейчас, необходим еще более четкий, системный контроль над ситуацией в республике, чтобы они могли находить свое оперативное решение.
- Не секрет что в азербайджанским обществе сплетаются три формы сознания: пережитки советского, коррупционное и реформаторское сознания. По вашей оценке, какие новые горизонты откроются перед высшей властью в связи с конституционными реформами в укреплении собственный власти, с одной стороны, и создании реальный экономики с другой стороны? Как это поможет созданию демократического общества, свободного от бытовой коррупции, от советской инертности, безынициативности простых людей?
- Жизнь показала, что для реализации очень многих серьезных задач, которые возникают в обществе, тем более в нынешний период, прежнего президентского срока уже мало. Само по себе продление президентских полномочий стало мировой практикой: срок главы государства увеличен и в России, и во Франции, в ряде других ведущих государств. Эта поправка была вызвана к жизни и появлением тех проблем, с которыми мы столкнулись, и желанием соответствовать определенным стандартам, которые существуют на протяжении десятилетий во многих государствах. Говоря о возможностях, которые откроются перед властью при изменении Конституции, отмечу борьбу с коррупцией, которая должна иметь системный, последовательный характер, а также решение социально-экономических вопросов, сокращение чиновничьего аппарата, повышение заработной платы, увеличении социальных льгот. Я думаю, поправки учитывают эти моменты. Если государство нацелено на усовершенствование системы своего развития и дальнейшее развитие общества, оно должно и с коррупцией, и с преступностью, бороться, одновременно не ослабляя внимание к тем очень сложным процессам, которые происходят в стране.