Накануне в Баку в рамках круглого стола "Россия-Азербайджан: 25-летие дипломатических отношений. Стратегия партнерства", организованного "Политологическим центром "Север-Юг", прошла презентация Каспийского экспертного клуба. На полях мероприятия "Вестник Кавказа" побеседовал с руководителем Центра «Каспий-Евразия» Андреем Сызрановым.
- Какие задачи ставит перед собой Каспийский экспертный клуб?
- Мы создали его в прошлом году, по итогам второго Каспийского медиафорума, который проходил в сентябре. Тогда появилась идея неформального сообщества экспертов стран Прикаспия, которые могли бы между собой общаться, встречаться, реализовывать какие-то проекты. Мы решили, что будем вырабатывать цели и задачи как сообщество, действующее на добровольных началах. Цель – обсуждение различных аспектов жизни стран Прикаспия – от экономики до этно-конфессиональной, спортивной жизни. Прежде всего, нас интересует сфера гуманитарного сотрудничества, журналистские, медийные проекты. Нужно более подробно рассказать о том, что наш регион более разнообразный, что здесь разные народы, культуры уживаются мирно. Есть много проблем, но пока эти проблемы только теоретические или потенциальные. «Море дружбы» - это не просто словосочетание. Но есть риски, которые надо обсуждать, проблемы, которые надо совместно решать. Для этого нужно создать экспертное обсуждение, попытаться повлиять на медиа имидж региона, предложить идеи органам власти.
- В клуб будут входить эксперты всех пяти стран?
- Мы надеемся. Хотя пока это Россия, Казахстан и Азербайджан. Представители экспертных и журналистских кругов Ирана и Туркменистана проявляют интерес, но пока этим и ограничиваются.
- На ваш взгляд, что мешает определить статус Каспия?
- У каждой страны есть свои представления о статусе. Иногда они незыблемы, как у Ирана, иногда могут меняться. Но обсуждение идет уже много лет, и даже непримиримые позиции могут изменяться. Есть прогнозы, что решение может быть принято уже в этом году в Астане. Стороны понимают, что если не договорятся, то риск будет больше, и внешних факторов будет больше. Я надеюсь, разум возобладает у всех пятерых партнеров.
- На круглом столе как раз говорили о том, что нерешенность Каспия может привести к его милитаризации, за 25 лет у всех стран военное присутствие на Каспии многократно увеличилось. Разделяете ли вы это мнение?
- Милитаризация Каспия - наследие советской эпохи, Советского Союза и Ирана. То, что мы сейчас имеем, возникло не 25 лет назад, а в середине ХХ века. Тогда это было направлено даже не против Ирана, а на Ближний Восток. Каспий давал возможность влиять через Ближний Восток на отношения с Западом. То, что потом досталось пяти новым каспийским странам – наследие того еще времени. Но ситуация усугубилась - у каждой страны появились свои интересы, свои вооруженные силы. Решение проблемы статуса Каспия снизит остроту вопроса, но не решит его, ведь все равно страны будут иметь военный потенциал. Каспийская флотилия не исчезнет, если решится вопрос статуса. Не исчезнут ни иранские военные морские силы, ни азербайджанские. Но проблема потеряет остроту.
- Азербайджан создает крупный порт на Каспии. В Баку заинтересованы, чтобы такие же порты были бы и в России (в Дагестане), и в Казахстане, дополняя друг друга. Каковы перспективы экономических, транспортных, логистических связей на Каспии?
- У нас в Астраханской области есть порт Оля. Если будет экономическая выгода, то будут создаваться порты и в Дагестане. У Туркменистана свои интересы. Если он захочет в этом участвовать, то все пойдет только плюс.
- Как вы оцениваете позиционирование каспийского региона в СМИ? Довольны ли освещением?
- В региональных СМИ, да. А вот в мировых СМИ больше негативных оценок в связи с упоминанием каспийского региона, что не может не беспокоить. Думаю, в рамках того же Каспийского медиафорума надо работать не только на русскоязычную, азербайджаноязычную, на ираноизычную аудиторию, но еще и на англоязычную аудиторию. Была высказана мысль, чтобы журналисты стран Прикаспия осознавали, что им надо нести информацию в мир, быть ответственными за то, что они говорят.