В выставочном зале РГГУ открылась выставка экспонатов искусства "Наследие Сельджуков", посвященная культуре и искусству эпохи династии, возглавлявшей движение племен турок-сельджуков с их исторической родины в Средней Азии в направлении стран Ближнего и Среднего Востока, вплоть до Византии и Египта. Организаторами выставки выступили РГГУ, Институт востоковедения РАН, посольство Турции в Москве и муниципалитет Сельджуклу.
Сельджукская цивилизация смогла объединить различные народы и культуры и создать целостное культурное пространство на территории от Средней Азии до Средиземноморья. В государствах, созданных сельджукидами, процветали науки и искусства. Об этом ″Вестнику Кавказа″ рассказал старший научный сотрудник института востоковедения РАН, помощник куратора выставки Александр Васильев.
- Долго готовилась такая выставка?
- Первоначально планировалось открыть ее 2 декабря 2015 года, но в связи с известными событиями решено было перенести. Это была совместная идея посольства Турции в Москве, сотрудников Института востоковедения и РГГУ. Выставка представляет собой экспозицию картин и имитаций сельджукского искусства. Империя Сельджуков, которая начала формироваться в XI веке, охватывала обширные районы Центральной Азии, Ирана, Южного Кавказа, Анатолии и Ближнего Востока. На этой выставке мы попытались максимально полно представить многообразие и культуру империи Сельджуков, которая существовала в XI-XIII вв. Здесь представлены фотографии архитектурных памятников эпохи Сельджуков - памятники Анатолии, Ирана, Южного Азербайджана, Туркмении. Они демонстрируют то, насколько бурно в такой большой и многонациональной империи развивались декоративно-прикладное искусство, архитектура, в целом, традиционное искусство. Помимо фотографий у нас представлено много имитаций предметов декоративно-прикладного искусства Сельджуков - вазы, образцы керамики.
На выдающихся произведениях искусства мастеров средневековой империи представлены традиционные для сельджуков предметы охоты, животные сюжеты, растительные орнаменты. Хотя вы знаете, что в исламе изображения живых существ запрещено, но для сельджукских мастеров это не было серьезным препятствием.
Начинается выставка теми произведениями искусства, которые находятся сейчас на территориях Туркмении и Ирана; продолжается - произведениями архитектуры и искусства, которые сейчас находятся на территории Нахичевани, Южного Азербайджана. Логичным завершением выставки стали памятники сельджукского периода, которые сейчас находятся на территории Турции.
На фотографиях представлены замечательные образцы декоративно-прикладного искусства, украшений, архитектуры, которая сохранилась до наших дней. Сельджукская архитектура – это огромный ареал, который включал в себя и современный Иран, и современную Сирию, что особенно важно, и современный Ирак, и современную Турцию, и современный Азербайджан, и Грузию. Такое смешение различных культур и различных этносов привело к появлению оригинального, самобытного, великолепного декоративно-прикладного искусства, которое мы здесь видим.
Большая часть фотографий связана с Ираном и Турцией. В Турции находится всемирно известный центр сельджукского искусства и сельджукской архитектуры Конья, где находится мавзолей Джалалуддина Руми, одного из наиболее известных мусульманских поэтов-мистиков сельджукской эпохи. Здесь широко представлен Иран - такие города как Джам, Казвин. Здесь много фотографий памятников Туркмении, откуда началось движение Сельджуков на запад. Территория Южного Приаралья –колыбель Сельджуков, откуда они начали свое масштабное и победоносное движение на запад. Здесь помимо керамики есть много изображений металлический изделий, металлическая чеканка, изделия из металла, украшенные инкрустацией, украшенные различными цветочными, художественными орнаментами. Они стали своего рода визитной карточной Сельджуков, помимо архитектуры и декоративно-прикладного искусства. К сожалению, нам не удалось привести выставку, которая состояла бы из оригиналов. Но я думаю, что это дело будущего. Хотелось бы надеяться, что эта выставка станет хорошим заделом для изучения культуры Ближнего Востока, Южного Кавказа, Центральной Азии в России.
- Что означает само слово "сельджуки"?
- Это имя их легендарного предка, который и создал этот племенной союз. По его имени и назвали потом державу. Империя Сельджуков простиралась от Центральной Азии до Анатолии, а на пике своего могущества - от Ферганской долины до Центральной Анатолии. Просуществовала эта империя порядка двух-трех веков, в итоге осколки этой империи пережили монголов. Центр империи сохранился в городе Конья в Турции, которая в XV веке вошла в состав Османской империи. Здесь можно говорить об определенной преемственности и смешении традиций и государственного управления, и культуры, и исторического наследия Сельджуков, Византии, которое воплотилась в Османской империи и, в конечном счете, привело к развитию и формированию османского искусства как самобытной формы декоративно-прикладного искусства, архитектуры на Ближнем Востоке.
- На фотографиях запечатлены оригиналы?
- Кончено. На этих фотографиях изображены те памятники архитектуры и искусства, которые сохранились до наших дней. На фотографиях хорошо видно, что часть из них сейчас реставрируется, и это замечательно. Это вселяет надежду на то, что этот пласт культурного наследия Сельджуков будет сохранен для будущих поколений.
- Какой самый древний экспонат на выставке?
- Это экспонат из Туркмении - Девичий замок. Конечно, можно спорить, и далеко не все ученые согласны с его датировкой как сельджукского памятника. Тем не менее это, наверное, древнейший памятник из представленных на фотографиях выставки.
- Каковы отличительные особенности сельджукского искусства?
- Сельджукское искусство формировалось в русле, с одной стороны, мусульманской традиции декоративно-прикладного искусства; с другой стороны, было очень сильное влияние иранского искусства. Мы видим мощный симбиоз традиционной резьбы по камню, которая состояла из традиционных геометрических фигур, на керамике - животных, большое количество растительных орнаментов. С другой стороны, мы видим изображения животных, которые были тотемными для тюрок, для кочевых сельджуков - орлов, львов, мифических животных. Сельджукское искусство стало симбиозом, с одной стороны, мусульманской, в частности, иранской традиции, с другой стороны, вобрало в себя традиционные элементы тюркской культуры и тюркского декоративно-прикладного искусства.
- В разных регионах были разные стили, традиции?
- Были определенные вариации. Но можно говорить, скорее, о вариациях в рамках одного единого архитектурного стиля. Региональные отличия имели место, но они не слишком бросались в глаза, и нельзя говорить о том, что это совершенно разные стили. Это такие вариации в рамках одного стиля в искусстве.
- Здесь есть фотографии Сирии, Алеппо. Эти здания сейчас сохранились?
- Это фотографии из сирийских музеев. Часть зданий, архитектурных памятников, которые здесь представлены, сохранились. Лучше всего сохранилась цитадель Алеппо, которую можно увидеть на фотографиях. Но здесь представлено только то, что сохранилось лучше всего. И, безусловно, другие памятники сельджуского периода в Сирии сейчас под угрозой разрушения и исчезновения.
- Сельджуки были кочевниками?
- Сельджуки были кочевниками на ранней стадии развития своего государства. Но они очень активно привлекали к управлению своей империей местное население, привлекали на службу местных мусульман, местных иудеев, местных христиан, которые принимали ислам. Это привело к достаточно быстрой ассимиляции сельджукской элиты, к отказу от кочевого образа жизни, принятию оседлого образа жизни. Эти сложные процессы привели к появлению большого количества политических, философских и достаточно важных историко-политических трактатов. Например, можно вспомнить одного из великих визирей империи сельджуков Низама аль-Мулька, который оставил сочинение ″Сиасет-наме″ (″Книга о правлении″). Можно вспомнить такие памятники мусульманского права и делопроизводства как Ступени совершенствования имамов-хатыбов - важного звена управленческого административного аппарата.
Одной из отличительных черт сельджуков стало появление большого числа караван-сараев на территории Малой Азии, Ирана и Центральной Азии. Дело в том, что как раз по территории сельджуков проходил караванный путь с Запада на Восток, международная торговля обогащала сельджуков и приводила к интересному смешению стилей, культур и традиций на всем пространстве, которое мы сейчас называем Великим шелковым путем, от Западного Китая до границ Византии, тогдашней в Малой Азии. Караван-сараи на всем пространстве империи сельджуков представляли собой небольшие укрепленные постоялые дворы, где можно было переночевать, разместить товар, какое-то время его хранить, отдохнуть, вести торговлю. Сельджукские правители поддерживали эту караванную торговлю. Очень распространенной практикой было строительство на всех торговых путях сетей караван-сараев, где можно было безопасно торговать и хранить товары. И в Иране, и в Малой Азии, и в Центральной Азии такие караван-сараи остаются отличительной чертой, визитной карточкой эпохи сельджуков.
Здесь мы видим один из таких караван-сараев. Это мощные ворота, достаточно высокая и прочная стена, большой внутренний двор и внутренние помещения, которые были разделены на целую сеть больших и маленьких келий, помещений, где можно было бы складировать товар. Эти караван-сараи до сих пор являются таким важным свидетельством разветвленной торговли и экономической жизни на территории империи. Караван-сараи есть и на территории Малой Азии, и на территории Южного Кавказа, и на территории Центральной Азии.
- Какие товары в основном везли?
- Ткани, фарфор, кожу, красители, предметы искусства, а также предметы, которые изготавливались ремесленниками, товары роскоши, которые перевозились с Востока на Запад. Но первоочередным и наиболее значимым товаром были все-таки ткани.
С точки зрения религии, сельджуки довольно быстро приняли ислам, но на территории Сельджукской империи было довольно много и христиан, и иудеев. С одной стороны, христиане и иудеи вносили большой вклад в экономику сельджуков, поскольку многие из них были ремесленниками и торговцами. С другой стороны, чтобы продвигаться по государственной службе и занимать высшие посты в государстве, надо было в качестве обязательного условия принять ислам. Мы видим это на примере известного политического деятеля, великого визиря Низама аль-Мулька, который сам был иудеем, принявшим ислам именно ради достижения высот государственной службы.
...Выставка продлится еще около месяца. Все желающие смогут ее посмотреть. Для посетителей выставки доступен каталог, который дает некоторое представление о тех памятниках, которые изображены на фотографиях.