Правозащитная организация «Трансперенси Интернешнл» опубликовала ежегодное исследование "Барометр мировой коррупции", согласно которому в 2013 году уровень коррупции во всем мире вырос. Из опрошенных в России респондентов 50% полагают, что уровень коррупции в стране за последние два года увеличился, при этом 37% думают, что он увеличился "значительно". 39% респондентов считают, что коррупция в РФ осталась на том же уровне. Среди опрошенных 79% считают коррупцию "серьезной проблемой", отказались признавать существование проблемы 1% респондентов.
Неэффективными действия государства в борьбе с коррупцией считают 77% респондентов.
Самыми коррумпированными опрошенные из России считают чиновников и госслужащих - 92%, на втором месте полиция - 89%. В честность судей и парламентариев не верят 84% и 83% граждан РФ соответственно, 77 % заподозрили в коррупции политические партии, а 75% - медиков. За последний год 49% опрошенных давали взятки медработникам, а 47% - работникам сферы образования. Относительно немного - лишь 20% - давали взятки сотрудникам полиции.
Большинство россиян - 56% - не верят в то, что "обычные люди" могут эффективно бороться с коррупцией. При этом 92% опрошенных выразили готовность участвовать в борьбе со взяточничеством.
«Коррупция – это динамический процесс. Он идет и вширь, и вглубь, - говорит член правления центра «Трансперенси Интернешнл–Россия» Юлий Нисневич. – Есть некоторые традиционные вещи, которые раньше не воспринимались как коррупция. Не только, кстати, в России: очень во многих африканских странах традиция подарка, традиция патронирования своей семьи – культурная традиция. И сегодня эта культурная традиция сталкивается с тем, что начинает приобретать коррупционную схему. Это не значит, что в культуре этих народов есть коррупция. Это совершенно обратная история. Я вам приведу простой пример: в советское время был механизм, который назывался «блат». Что-то делали по знакомству. Сегодня знакомство с представителями органов власти 70% считают очень важным. Это трансформация «блата» на самом деле, в другую форму. Но является ли это культурной традицией? По-моему, это не культурная традиция. Это как раз антикультурная традиция. Это то, что было в свое время обществу навязано советской властью.
Среди исследователей одно время бытовала история, что коррупция на уровне общения некий положительный эффект имеет, потому что она преодолевает бюрократические барьеры. Были проведены целые исследования, которые показали, что на самом деле это не так, потому что, если считать все затраты, то все равно это окажется дороже, чем идти некоррупционным путем. Но это людям надо объяснять».
По словам замдиректора центра «Трансперенси Интернешнл–Россия» по исследованиям Антона Поминова, «коррупция – институциональная проблема. Если говорить, что культурная, то получится, что мы культурно ближе к Сомали и Конго, чем к Эстонии или Финляндии. Мы считаем, что это не так и что проблема только в государственных институтах».
«Вообще все страны условно можно разделить на два больших кластера, - поясняет Юлий Нисневич. - В одних государство функционирует на основании конкуренции, а как только конкуренция уходит, вместо нее что появляется коррупция. К сожалению, Россия – это сегодня государство, основой функционирования которого является коррупция во всех ее самых разнообразных проявлениях.
Коррупция – динамический процесс. Может начинаться с маленького и расширяется и вширь, и вглубь. У нас поражено практически все. Говорить, стало ее больше или меньше – мне кажется, что это уже не принципиально, если мы понимаем, что у нас вся механика на коррупции основана. Люди оценивают попытки борьбы с коррупцией. На 20% возросло понимание у людей того, что это, в общем, не борьба с коррупцией, а скорее ее имитация. Мы можем это подтвердить. Пока существует слой неприкасаемых, никакая реальная борьба с коррупцией огромного эффекта не даст. Какие-то частности можно, а глобально ее при наличии касты неприкасаемых победить практически невозможно».