Этим летом, будучи еще кандидатом в президенты США от Республиканский партии, Дональд Трамп изложил в Детройте свою экономическую программу, которая предлагала резкое снижение налогов вместе со значительным ростом расходов на армию и инфраструктуру. По мнению Трампа, США должны опираться на собственную энергетику и рабочую силу, в то время как сейчас страна импортирует энергоресурсы, а многие американские компании наладили производство за рубежом. Кандидат обещал, что будет отстаивать интересы металлургов и автопроизводителей, радикально улучшать инфраструктуру. Каким образом у него получится реализовать эту программу в условиях оппозиции со стороны конгресса, Трамп тогда не уточнил.
Вчера в ходе заседания Зиновьевского клуба экономические перспективы США обрисовал российский экономист, статистик, публицист и политолог Михаил Хазин: "Если бы Клинтон стала президентом, то произошло бы смягчение денежной политики, возобновление эмиссии. С точки зрения Трампа, нужно оздоровлять национальную экономику. Но как оздоровить экономику, на которой висит такое количество долгов? До кризиса финансовый сектор занимал 70%, сейчас – всего 35%. В любом случае при нулевой ставке капитал не воспроизводится. По этой причине ставку надо повышать. Но при таких накопленных долгах повышать ставки нельзя. Поэтому нужно проводить корпорации и домохозяйства через банкротство и списывать долги".
По мнению Хазина, вся проблема мирового кризиса - это проблема спроса: "Эмиссионными деньгами спрос поддерживали. А войной спрос можно уменьшить, то есть, усугубить кризис. Война нужна финансистам для одной единственной цели - чтобы через форс-мажор списать с себя ответственность. Именно поэтому им так нравится Ближний Восток. С точки зрения Трампа простая экономическая логика такая: повышаем ставку, поскольку при поднятии ставки транснациональные финансовые институты рушатся и исчезают. Но при повышении ставки доллар не будет инвестиционным инструментом, единственный вариант компенсации для всех стран мира - это создание региональных инвестиционных валют. Разумеется, эмиссионных, потому что монетизация по всем региональным валютам крайне низкая, их место занимает доллар. Мы автоматически видим распад мира на валютные зоны".
Экономист убежден, что в этой ситуации Трамп не испытывает никаких личных эмоций ни к Путину, ни к Си Цзиньпину, но это его партнеры в рамках наведения порядка. "Обама сказал в 2013 году, открывая Генассамблею ООН: «У нас [США] больше нет ресурсов, чтобы единолично поддерживать мировой порядок. Или мы получим поддержку, или мировой порядок будет изменен». Прямым текстом сказал. Никто его, естественно, не послушал. Сейчас время пришло. Если мы будем соответствовать этой логике, то у нас получится договориться с Трампом. А если не будем соответствовать, то не получится, независимо от личных симпатий или антипатий".
Между тем, по мнению Хазина, "все руководство российского правительства, ЦБ, основных экспертных институтов находится в рамках той же команды, которая стоит за Клинтон, поэтому ни с Набиуллиной, ни с Кудриным, ни с Шуваловым, ни с Дворковичем Трамп не будет разговаривать. Это представители его врагов".