Вестник Кавказа

Третий президент Абхазии (ч.2)

Спартак Жидков, Абхазия
Продолжение. начало см. Третий президент Абхазии
Многие эксперты, изучая процессы, происходящие в абхазском обществе, использовали шаблоны, которые сложились в процессе урегулирования в «горячих точках». Главная роль отводилась вопросам урегулирования конфликта, поисками возможностей для возвращения Абхазии под власть Грузии, отношению абхазского общества к «реинтеграции» и прочим, лежащим на поверхности, факторам. Особенностям развития демократического общества, происходившего в необычных условиях, уделялось мало внимания. А главная цель, за которую вел борьбу народ Абхазии, заключалась не только в достижении политической независимости. Маленькая республика, застигнутая войной почти в самый момент распада СССР, в короткое время прошла путь от советского образа жизни к независимому существованию в условиях войны, разрухи, непризнания, политической изоляции и экономических санкций. К этому следует добавить национальную и конфессиональную пестроту, а затем и напряженную борьбу партий. Ни один политолог в этой обстановке не мог дать абхазам совет: как им строить свое государство. И, по большому счету, до признания Абхазии в августе 2008 года мало кто задавался этим вопросом, даже в дружественной Абхазии Москве. Считалось вполне достаточным, если Абхазия официально демонстрировала дружбу по отношению к России, а после признания союзные отношения были закреплены на бумаге. Могло показаться, что социально-экономическая обстановка в республике отныне всецело зависит от российской финансовой помощи, а стабильность в республике – от укрепления грузино-абхазской границы, где успешно продолжают возводиться российские пограничные посты. 

Однако нужно помнить, что за прошедшие два десятилетия Абхазия из советской провинции превратилась в государство, чья военно-политическая стабильность получила международное значение. Абхазия стала не просто суверенной республикой. В условиях разрушения дружественных России режимов на Ближнем Востоке, попыток создания однополярного мира, усиления борьбы великих держав за влияние в «буферных» регионах Абхазия становится не просто союзником России, но показателем успеха внешней политики Москвы. Защитив Абхазию и Южную Осетию, Россия оказалась в ответственности за дальнейшее развитие этих двух стран, и неважно, что они де-юре не признаются мировым сообществом. Напротив, и противники, и союзники России будут и дальше наблюдать за тем, соответствуют ли эти республики стандартам цивилизованного мира. 

Абхазия не может оставаться просто обломком Советского Союза, не может она и существовать в качестве «повстанческого государства», в котором нет ни законности, ни самодостаточной экономики, ни гражданского общества. От того, насколько успешным будет ее развитие, зависят не только комфорт и безопасность российских туристов, и не только успешное сотрудничество в хозяйственной сфере. Абхазия имеет достаточно ресурсов, чтобы обеспечивать свою экономику, но ее обществу придется преодолеть последствия почти 20-летнего выживания в состоянии перманентной готовности к войне, на развалинах деревень и городов, в обстановке, когда даже ремонт квартиры мог оказаться напрасным трудом. В этих условиях население Абхазии сумело не только сохранить свободу печати, но и добиться настоящих демократических свобод, с высоким уровнем гражданского самосознания. Хотя эти несомненные достижения уравновешивались многочисленными противоречиями в обществе, прежде всего социальным расслоением, клановостью и криминалом, Абхазия доказала свою самодостаточность. В то же время стало ясно, что в этом маленьком, но сложном социуме на главе государства лежит максимум ответственности. 

От каждого из трех президентов Абхазии избиратели ожидали чего-то нового. В правление Владислава Ардзинба (1990–2004 гг.) абхазы завоевали независимость, и победа в войне была достигнута не в последнюю очередь за счет дипломатических усилий первого президента. Приход к власти Сергея Багапша (2004–2011 гг.) ознаменовал новую стадию развития страны: в Абхазии окончательно сложилась демократическая система, с отработанной до мелочей процедурой голосования, с равными возможностями для кандидатов. Александр Анкваб в 2011 году пришел к власти под лозунгом наведения порядка. Но это не только борьба с криминалом. Сторонники Анкваба понимают этот девиз гораздо шире: Абхазия должна стать стабильным правовым государством. Чтобы добиться этого, нужен не просто человек, который этого хочет, но тот, которому эта задача по плечу. Президент, который сможет принимать непопулярные решения и при этом сохранять поддержку большинства. Лидер, который способен осуществлять реформы без «шоковой терапии», методично и последовательно. Это и есть стратегия Анкваба.

Третий президент завоевал популярность не только своими личными качествами, но и своими политическими взглядами. Толерантность (не на словах, а на деле), умение «не перегибать палку», разумная позиция в национальном вопросе, взвешенный подход в церковном конфликте, четкое понимание роли Абхазии как союзника России в непростой политической обстановке по обе стороны Большого Кавказа – все это делает Анкваба незаменимым партнером Москвы на ближайший отрезок времени. Ни союзом с Россией, ни интересами Абхазии, ни отношением к национальным меньшинствам он не пытался торговать ради усиления своих властных позиций. Именно это и делает власть абхазского президента, равно как и правительства, такой прочной.

Анкваб в истории Республики Абхазия – не случайный человек и даже не просто продолжатель дела Сергея Багапша; от него ждут принципиально новых перемен. Что может помешать президенту, пережившему уже шесть покушений? Ничего, кроме падения рейтинга, а этого не случится, если Анкваб не отступит от собственных принципов, которым он до сих пор был верен. 

Победа в первом туре на выборах – это не просто свидетельство популярности избранного президента, а показатель умонастроений самого абхазского народа. Абхазия устала от имиджа «опасной», нестабильной республики с низким уровнем защиты рядового гражданина со стороны государства. Республика желает позитивных перемен. Анкваб оказался в нужное время в нужном месте: само общество вынесло главе государства вотум доверия.
13055 просмотров

Видео

Все видео


реклама

COP29

Баку, Азербайджан

11-22 ноября