Вчера на акции протеста в центре Кишинева собралось около трех тысяч человек. Организаторы утверждают, что люди приезжают со всех районов страны, чтобы выразить свой протест властям. Премьер-министр Молдавии Валерий Стрелец уже заявил, что массовые протесты срывают переговоры о предоставлении помощи МВФ, делегация которого должна приехать в два недели.
Между тем, как полагает гендиректор Международного фонда содействия развитию культуры, науки и образования "Гуманизм, прогресс и правопорядок" Юрий Нагерняк, вопреки позиции большинства рядовых молдаван Молдавию пытаются втащить в Европу, причем не напрямую, а через Румынию.
Отец самого Нагерняка родился в Бессарабии, когда та входила в состав Румынии. "Я много слышал от отца. Бессарабия, которая считалась неотъемлемой частью Румынии, была самой забитой, самой нищей, самой бесправной территорией во всей Румынии. Если это произойдет опять, то ситуация будет точно такая же. Молдаване, которые ратуют за вступление в Румынию, считают себя румынами, но они забывают, что румыны их таковыми считают только наполовину. И для Молдавии этот путь худший из всех возможных, но наиболее вероятный", - говорит эксперт.
По его словам, "после крушения СССР, когда была принята концепция резкого разворота и выхода в политической сфере на принципы западной демократии, а в сфере экономики на принципы либерального рынка, мы забыли о том, что Запад к этой формуле шел в течение нескольких столетий. Там был более-менее отработан механизм балансировки. Мы же, наследники СССР, получили практически вакуум, пустое пространство. Просто было сказано: "У вас с сегодняшнего дня демократия, а в экономике у вас рынок". Главный принцип западной системы управления заключается в том, политика жестко отделяется от бизнеса, потому что мотивации в этих сферах противоположные. Политика должна обеспечивать интересы общества, интересы государства, а бизнес преследует свои частные интересы, интересы меркантильного характера. Инструментарий, который обеспечивает этот баланс на Западе, в постсоветском пространстве не был выстроен. Поэтому в Молдавии, так же как и в ряде других республик СССР произошло быстрое сращивание системы управления с системой бизнеса".
Юрий Нагерняк убежден, что в Молдавии "основным мотивом для принятия тех или иных политических решений стало не благо государства, не поиск оптимальных путей развития, а развитие собственного бизнеса, улучшение собственных дивидендов. В результате Молдавия превратилась в некое олигархическое поле, где не только экономикой управляет узкая группа лиц, а сама политика строится на принципах бизнеса - пришел, купил, проплатил… Причем суммы там фигурируют по мировым масштабам относительно небольшие. Протесты, когда люди выходят на улицу, потому что им больше некуда пойти, используются для того, чтобы продвигать чьи-то частные интересы. А за этими частными интересами стоят глобальные интересы Запада".