Вестник Кавказа

Свободное искусство Фархада Халилова

В сентябре на территории ВДНХ в рамках  экспозиции музея Востока стартовал выставочный проект "Встреча", приуроченный к юбилею художника Фархада Халилова. После этого он был награжден орденом "Шараф" за заслуги в развитии азербайджанской школы живописи. А сегодня в Музее Востока на Никитском бульваре открылась вторая часть выставочного проекта "Встреча".

Фархад Халилов

Как пояснил сам художник, в сентябре на ВДНХ были представлены работы больших размеров, они в помещение на Никитском не вмещались. "Здесь выставлены ранние работы, с 18-летнего возраста, когда я еще овладевал мастерством в училище, но есть, конечно, и новые. У меня как у художника есть несколько пространств, и пространство Москвы для меня абсолютно родное, близкое моему восприятию искусства. Все лучшее обо мне написано в Москве. Москвичи свидетели уже десятой моей персональной выставки. Сейчас я жду высказываний о моем искусстве моих друзей, к которым я отношусь с огромным уважением, с огромной любовью. Когда они говорят добрые слова о моем искусстве, это и есть стимул для моего движения. Для этого я и делаю выставки, чтобы убедить себя в том, что я на правильном пути. Здесь слова только идут от сердца", - заявил  Халилов.

Борис Мессерер 

Друзья Халилова не заставили себя уговаривать. Советский и российский театральный художник, сценограф, педагог, президент ассоциации художников театра, кино и телевидения Москвы Борис Мессерер заявил: "Я страшно рад оказаться на этой выставке. Мы действительно друзья с Фариком. Я бываю на всех его выставках, слежу за тем, как он развивается. Здесь висят работы, которые он написал в 17 лет, очень ранние. Но он сразу как-то созрел и заявил о себе как о крупном мастере. Он демонстрирует очень свободное искусство. Оно существует в лучших идеях современности. К этому примешивается еще радость от того, что он из Азербайджана, из Баку, потому что это знак того, что современное искусство охватывает все уголки бывшего Союза, неважно, что сейчас это самостоятельные государства. Это страшно радует, потому что уже нет больше рамок, когда все запрещалось. Свобода! Рисуй, что хочешь, делай как хочешь. И Фарик следует этому завету.  Он большой талант, и это видно в каждой картине, в свободе самовыражения".

Аббас Кязимов

Совсем недавно в Музее Востока проходила выставка азербайджанского художника Аббаса Кязимова, посвященная 60-летию мастера кисти. Сегодня Кязимов тоже пришел на вставку своего друга. "Азербайджанское искусство представлено в Москве в этом году очень широко. Прошло несколько выставок на разных площадках. И одна из самых значительных - выставка Фархада Халилова. Я дружу с Фархадом больше 35 лет. Он является национальным достоянием Азербайджана, он послом азербайджанской культуры во всем мире. Но самое главное, Фархад не потерял тех качеств, которые на протяжении 35 лет я наблюдал. Он такой же молодой, он такой же свободолюбивый, он такой же заточенный на новаторство, на самое активное творчество", - сказал художник.

Кязимов особо отметил заслуги Халилова в становлении Апшеронской школы живописи: "Стало модным говорить про Апшеронскую школу. Но мало кто знает, что Апшеронская школа начиналась с Апшеронской группы. Это была группа художников, которые в начале 1960-х, в период «оттепели», сконцентрировались на апшеронских дачах. Образовалась группа вокруг Мирджавада Мирджавадова. В эту группу входил и Фарик наряду с такими художниками как Мирджавад, как Кямал Ахмедов, как Тофик Джавадов, как Надир Зейналов, Фазиль Наджафов, Горхмас Эфендиев. Где-то в 1967 году группа переросла в Апшеронскую школу, потому что каждый из этих художников добился какого-то уровня и у него появились последователи, ученики, и у каждого из этих художников появилось окружение. Это окружение развивалось уже по другим своим законам. Но та закваска, которая была получена от художников Апшеронской группы, создала эту школу свободы".

Аббас Кязимов подчеркнул, что это не было диссидентское движение: "В Азербайджане это вообще невозможно, потому что у нас совершенно другой менталитет, у нас семью возглавляет отец, и дети слушают, что он говорит. Люди, которые были приверженцами Апшеронской группы, хотели быть сами собой в искусстве. Они хотели иметь возможность самовыражаться. Тогда, если вы помните, в моде было серое искусство, суровый стиль. Суровой может быть и яркая живопись, но эта школа свободы, которую Фарик культивирует именно в творчестве, получила продолжение. Это одна из наиболее сильных заслуг Фархада Халилова перед азербайджанским искусством".

С творчеством художника знакомы не только в Азербайджане, но и во всем мире, его произведения отмечены ведущими экспертами в области искусства, многие из них представлены в известных выставочных залах мира.

 

18160 просмотров