До последнего времени парламентские связи России с европейским странами играли большую роль в развитии межгосударственных отношений. Считается, что общение парламентариев в международных парламентских организациях позволяет установить человеческие контакты между официальными представителями разных стран, что, в свою очередь, способствует развитию отношений между государствами. Однако очевидно, что парламентская дипломатия зависит от общей политической обстановки.
Как заявил глава думского комитета по международным делам Алексей Пушков, "парламенты не могут перекрыть политический кризис, но могут его смягчить. Они могут стать инструментом налаживания диалога в условиях кризиса". Среди негативных тенденций Пушков назвал регулярно принимаемые антироссийские резолюции, а также решение ПАСЕ на январской сессии лишить Россию двух важнейших полномочий – права принимать участие в голосовании и права принимать участие в деятельности руководящих органов ПАСЕ. Мы отреагировали уходом из ПАСЕ до конца 2015 года".
К негативу Пушков также отнес практическое прекращение парламентских контактов с целым рядом руководителей национальных парламентов стран Евросоюза, и со структурами, которые отвечают за контакты с Россией.
Позитив, по мнению думского комитета по международным делам, состоит в том, что продолжается наша работа в Парламентской ассамблее ОБСЕ: "Там нет такого инструмента как санкции. Они там не могут быть приняты, потому что это не соответствует уставу организации. Мы участвовали в сессии в Вене, и следующая сессия будет 6-8 июля в Хельсинки. Это будет юбилейная сессия со времен подписания Хельсинского акта в 1975 году о безопасности и сотрудничестве в Европе. Разумные силы в Европе возлагают определенные надежды на эту парламентскую ассамблею".
Вторым позитивным моментом Пушков назвал тот факт, что представители некоторых государств приезжают в Москву по парламентской линии. На первое место он поставил Францию. "Недавно состоялся визит председателя сената Франции, это вторая персона во Франции, с точки зрения табеля о рангах, после президента. Господин Ларше в Москве, встречался с Сергеем Евгеньевичем Нарышкиным, с Валентиной Ивановной Матвиенко, провел обстоятельные очень широкие переговоры, в ходе которых было договорено о том, что мы вместе с Францией попробуем инициировать новый парламентский формат Нормандской четверки. Кроме того, есть контакты с Бундестагом. Они были и в Берлине, они были и в Москве. Недавно туда ездила группа по связям с Бундестагом Госдумы, и сейчас мы ждем ответного визита со стороны группы по связям с Россией немецкого парламента. Есть контакты с рядом итальянских депутатов. Думаю, что после победы "Сиризы" у нас будут продуктивные контакты с греческим парламентом. Так что нельзя сказать, что парламентская дипломатия в Европе сошла на нет. Может быть, это единственный инструмент расширенного взаимодействия, потому что контакты по государственной линии, за некоторым исключением, за исключением, скажем, визитов Владимира Путина в Венгрию, в Сербию, и Нарышкина в Сербию, например, и Матвиенко сейчас в Сербию едет в мае, на уровне исполнительной власти контакты ограничены".
В Думе считают контакты с Европой исключительно важными, но признают, что мир сильно меняется. "Это когда-то Европа контролировала 75% земного шара через колонии. Сейчас другая ситуация. 8 июня в Москве соберется первый парламентский форум стран БРИКС. Это вот новое начинание, очень интересное. Уже подтвердили согласие на участие председатели парламентов Китая, Бразилии и, по всей видимости, ЮАР. Ждем ответа от индийской стороны. Мы слишком сильно концентрировались на отношениях с Западом. И нас постигло очень большое разочарование в этом отношении. Выяснилось, что Запад не готов к выравниванию правил игры. Он готов играть только по собственным правилам".