Вестник Кавказа

Национальная политика в российских регионах

Вчера главы обеих палат российского парламента провели совместное заседание президиума Совета законодателей РФ и Консультативного совета при председателе СФ по межнациональным отношениям и взаимодействию с религиозными объединениями. Основной темой обсуждения стала реализация государственной национальной политики в регионах России. Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко подчеркнула, что в виду актуальности вопросов межнациональных отношений недопустимо сокращать бюджетные расходы за счет государственных программ, касающихся этой сферы.

С позицией главы Совфеда согласен заместитель генпрокурора РФ Виктор Гринь, по словам которого, результаты прокурорских проверок по-прежнему показывают формальный подход со стороны органов власти субъектов и глав местного самоуправления, отсутствие или недофинансирование соответствующих программ, слабую координацию со стороны руководства субъектов. "Эти недостатки выявлялись в Республике Башкортостан, Саратовской и Ростовской областях, городе Москва. Характерны они для большинства субъектов, а на уровне местного самоуправления, к сожалению, для всех. При таких условиях необходимость консолидации усилий по реализации общегосударственной национальной политики на федеральном, региональном, местном уровнях представляется очевидной", - заявил Виктор Гринь.

По его мнению, несмотря на то, что сегодня в России зарегистрировано более 1,5 тысяч национально-культурных автономий, 22 из которых федерального общероссийского уровня, на практике взаимодействие на федеральном уровне с ними полноценно не осуществляется, а на региональном нередко интересы представителей тех или иных этносов обсуждаются в рамках консультативных и иных органов вовсе без участия национально-культурных автономий. "Они обладают довольно широкими правами, а на деле не имеют возможности их реализации в силу отсутствия финансирования. Думаю, что необходимо более активно привлекать эту форму самореализации граждан в организации государственных и региональных программ в сфере национального образования, социальной и культурной адаптации мигрантов", - уверен замгенпрокурора России.

Виктор Гринь заявил, что межэтнические отношения в России складываются под определяющим влиянием этно-конфессиональной культуры: "Особенно это характерно для регионов Северного Кавказа, Поволжья и юга России. В этой связи по-прежнему вызывает обеспокоенность продолжающаяся интервенция нетрадиционных течений ислама из-за рубежа. Причем, если в 1990е годы она осуществлялась силами иностранных проповедников, то сейчас всё чаще за счет отъезда нашей молодежи за границу для получения религиозного образования. По информации органов внутренних дел и федеральной безопасности, в иностранных государствах уже получили образование и обучаются в настоящее время несколько тысяч российских граждан, что является дополнительным фактором межэтнической напряженности. В этой связи по-прежнему актуальны вопросы поддержки отечественного религиозного образования, государственного контроля и надзора в данной сфере".

"К одной из основных причин экстремизма относится проблема, порожденная миграцией. Как внешней, так и внутренней. Анализ показывает, что определяющим фактором, влияющим на распространение экстремистских настроений в России, по-прежнему является увеличение числа выходцев из южных регионов России в экономически более развитых и стабильных областях страны, а также мало контролируемые миграционные потоки из стран СНГ. Все это повышает социальную напряженность, создает почву для формирования объединений экстремистской направленности, способствует возникновению беспорядков на национальной почве", - сказал заместитель генпрокурора России.

Председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский объяснил выбор темы совместного заседания тем, что законодателям важно прежде всего выслушать точку зрения регионов, потому что именно там люди живут и работают совместно, учатся в школах, университетах, сталкиваются в повседневной жизни с этими проблемами. По мнению Рязанского, несмотря на то, что законодательство в этой сфере достаточно четко прописано (есть закон о гарантиях прав коренных народов, о языках, о вопросах культуры), оно не всегда работает на местах.

В качестве положительного примера развития стратегии государственной национальной политики, Валерий Рязанский привел Курскую область: "В области живет почти 1,2 миллиона жителей, по данным переписи, 142 национальности. И действительно нет никаких конфликтов. Мне приходилось бывать на мероприятиях различного уровня – и торжественных, и фольклорных, и ритуальных и в армянской диаспоре, в турецкой, в азербайджанской, в татарской, почти всех народов… Бросается в глаза серьезная, планомерная работа по линии администрации, по развитию стратегии государственной национальной политики, включая привлечение национальных общественных организаций к участию в публичных случаях всех законодательных актов Курской области, которые имеют отношение к этой сфере, образовательные программы дошкольных и школьных учреждений дополнительного образования, вопросы, связанные со студенчеством, внимание к русскому языку, который нас всех скрепляет. Это и вопросы освещения в СМИ, чтобы не было тенденции не допускать в печать те или иные материалы, которые касаются национальных традиций тех или иных национальностей, которые живут в регионе. Общегородские мероприятия, областные мероприятия. Вопрос развития народных художественных промыслов. Окружные фестивали, студенческие фестивали искусств, марш мира, лагеря дружбы, фольклорный фестиваль "Самоцветы".

Председатель Комитета СФ по социальной политике отметил, что обеспечение координированного режима работы административными органами и общественными организациями отражается в позитивном восприятии друг друга людей разных национальностей в регионе: "В День народного единства или в День России люди разных национальностей вместе пекут большой хлеб, в выпечке которого участвуют татарин, еврей, дагестанец, русский, и, раздавая этот большой каравай по кусочку тем, что пришел на праздник, настроение в этом городе совершенно иное. Поэтому мне представляется, совершенно правильный акцент сделан в этой работе на прикладной характер тех мероприятий, которые планируются в регионах. Там источник мирного существования всех национальностей, и там же, может быть, источник неприятностей, если эта политика проводится неграмотно".

11370 просмотров

Видео

Все видео


реклама

COP29

Баку, Азербайджан

11-22 ноября