Вестник Кавказа

Москва и Вашингтон возвращаются «в нормальную колею»

Российско-американские отношения – тема столь глобальная, что не многие в Москве берутся ее комментировать. Очевидно, на объективность оценок накладывает отпечаток рост антиамериканских настроений в российском обществе, в частности в среде политической элиты. Причем этот феномен трактуется по-разному: одни склонны винить в этом сами Соединенные Штаты; другие говорят о формировании России образа внешнего врага, что считается удобным средством отвлечения общества населения от внутренних проблем; третьи напоминают, что антиамериканские настроения присущи далеко не только России… 

Так или иначе теперь США хотят вернуть отношения с Россией "в нормальную колею". Об этом, по данным "Ъ", вице-президент США Джозеф Байден сообщил Сергею Лаврову. Начать нормализацию отношений Вашингтон предлагает с практического сотрудничества в сферах, не вызывающих противоречий. Одна из таких сфер — борьба с распространением оружия массового уничтожения. Москва может подписать с Вашингтоном новое соглашение о сотрудничестве взамен "морально устаревшей" программы Нанна—Лугара. Это тем более своевременно в свете того, что серьезные российские аналитики не видят особых причин для российско-американских разногласий.

Так, замдиректора Института США и Канады Павел Золотарёв с оптимизмом смотрит на перспективы отношений Москвы и Вашингтона: «Холодная война закончилась, идеологическое противостояние закончилось, и началось противостояние культур, менталитетов. Противоречия, которые сейчас проявляются, - это как раз противоречия совершенно другого качества. Вся проблема с американцами состоит в том, что у нас нет солидного фундамента экономического для сотрудничества, то, что у них есть с Китаем. Единственная сфера, где у нас есть совершенно четкий общий интерес, - это ядерные вооружения, причем чем больше мы их сокращаем, тем больше мы разрушаем тот фундамент, который у нас остался единственным. Мы возвращаемся к проблеме нераспространения, а не сокращения ядерных вооружений. Проблема сокращения ядерных вооружений не является ключевой для наших государств, потому что у нас нет необходимости в опоре на ядерные вооружения. А реальная угроза распространения ядерного оружия существует…
Что касается программы Нанна-Лугара, то в условиях, когда сами США ищут, где бы сократить свой бюджет, а мы уже можем как-то изыскивать средства, наверное, вполне было бы логично говорить о том, что сами справимся. Но, с другой стороны, программа Нанна-Лугара на сегодняшний день имеет и другие аспекты. Ведь это в определенной степени прозрачность в части вопросов, связанных с ядерным оружием, с хранением в том числе ядерного оружия, с ядерной безопасностью. И здесь была определенная асимметрия.
Вот Роуз Геттемюллер (и.о. замгоссекретаря по вопросам контроля за вооружениями, которая, кстати собирается 12-15 февраля Москву, где обсудит нераспространение и аспекты международной безопасности, - прим. ред.) давно высказывала мысль, что американской стороне надо предусмотреть что-то, какое-то соглашение, чтобы наши специалисты могли знакомиться и быть симметрично информированными по аналогичным вопросам… Думаю, скорее можно рассчитывать, что мы будем разговаривать в первую очередь по проблеме противоракетной обороны, и лишь в последующем - по проблеме дальнейшего сокращения ядерных вооружений».

Директор Центра энергетики и безопасности Антон Хлопков призывает помнить, что «вызовы в области нераспространения остаются теми же, какими были 5-7 лет назад. Те же региональные проблемы, проблематика безопасности ядерных материалов, проще говоря, предотвращение доступа несанкционированного к ядерным материалам и технологиям. В целом проблематика не изменилась. Совпадают ли российские и американские интересы в этой области? Безусловно. Другой вопрос, что зачастую, как, например, в случае с Ираном, мы имеем разные видения тех механизмов и инструментов, которые могут использоваться для достижения главной цели, а именно - предотвращения появления новых стран, обладающих ядерным оружием.
Что касается российско-американского взаимодействия в ядерной области, в области нераспространения, на мой взгляд, Россия не намерена прекращать сотрудничество. В России вполне очевидный посыл заменить юридическую базу, формат взаимодействия по этой тематике, потому что основная юридическая база, форматы взаимодействия по многим вопросам нераспространения и ядерной безопасности закладывались в начале 1990-х гг. и асимметрично. Это должно быть устранено. Кроме того, Россия сегодня иная с точки зрения финансовых возможностей. Поэтому, возвращаясь к Нанна-Лугара, я не вижу той драмы, которую описывают сегодня отчасти СМИ с возможностью непролонгации данного соглашения. Необходимо признать, что первое соглашение сыграло крайне важную роль в решении тех задач, которые в области нераспространения стояли перед РФ, в первую очередь после распада Советского Союза. И помощь была оказана, и она была крайне полезна.
Проделан большой объем работы, надо поблагодарить американских коллег за помощь и найти новый формат продолжения взаимодействия, но уже на равноправной основе… Важно, чтобы была преемственность, но есть специалисты, которые хорошо понимают, что в нынешнем виде сотрудничество больше не возможно, когда в рамках базовых соглашений подчеркивается, что Россия получает помощь на безопасность ядерного оружия.
… Между тем без экономического фундамента отношения вряд ли можно в долгосрочной перспективе рассматривать как устойчивые. И одно из направлений, которое в последнее время получило импульс - гражданская атомная энергетика. В январе 2011 года вступило в силу соглашение межправительственное о российско-американском сотрудничестве в области атомной энергетики. Оно может стать рамочным для целого ряда направлений взаимодействия по ядерной тематике, в том числе по вопросам ядерной безопасности.
Если говорить о ядерной области в целом, гражданской атомной энергетике, есть целый ряд других направлений, в первую очередь связанных с научно-исследовательской работой, где есть взаимный интерес сотрудничать на коммерческой основе, поскольку у России планы в области гражданской атомной энергетики достаточно амбициозные. Американцы являются лидерами по количеству эксплуатируемых атомных энергоблоков, и есть целый ряд общих вопросов, остающихся нерешенными, которые лежат в технологической плоскости, как, например, что делать с отходами, с облученным ядерным топливом. Это проблема и финансирования, но в первую очередь это вопрос технологии. Технологии нет, и объединение усилий в этой области, безусловно, может пойти на пользу обеим сторонам».
8600 просмотров

Видео

Все видео


реклама

COP29

Баку, Азербайджан

11-22 ноября