В СМИ появились детали реализации американской политики "мягкой силы" — «развития демократии в России». В 2014 году финансируемый из бюджета США и распределяющий гранты по всему миру Национальный фонд поддержки демократии (National Endowment for Democracy, NED) направил на поддержку российских некоммерческих организаций 9,3 млн долларов. По сравнению с 2013 годом финансирование увеличено на 1,3 млн долларов. О необходимости проведения Москвой политики "мягкой силы" много говорили до экономического кризиса прошлого года, однако сегодня эта тема отошла в СМИ на второй план.
Тем не менее, как говорит член Совета Федерации Игорь Морозов, "Россия - крупный донор помощи развития 48 странам мира. На это выделяются определенные средства. На прошлый год выделено 500 млн. А до кризиса мы подходили к цифре миллиард, которую озвучил на одной из конференций по программе содействия международному развитию тогдашний министр финансов Кудрин. Миллиард! Вы представляете себе финансовую подпитку "мягкой силы", которую мы могли бы эффективно использовать на направлении наших соотечественников".
Однако эти деньги выделялись на программы содействия международному развитию. Это борьба с бедностью, борьба за образование в третьих странах. "Уже 15 лет мы донор! Как мы распределяем эти средства? Они идут по линии Министерства финансов в глобальные фонды борьбы с малярией, туберкулезом, СПИДом и другими инфекционными заболеваниями. Они используются на различные программы ООН, ЮНИСЕФ.
Россотрудничество много раз ставило этот вопрос, почему бы эти средства нам не использовать на постсоветском пространстве. Почему бы нам не использовать эти деньги на строительство школ с русским языком, библиотек, госпиталей. На постсоветском пространстве 4 страны в списке ООН - Киргизия, Таджикистан, Узбекистан, Молдова, где компактно проживают наши соотечественники, которые никуда не уезжали", - говорит Морозов.
Его тревожит тот факт, что "европейцы, когда приезжают к нам, на любых официальных уровнях, говорят о том, что будут продолжать работать с Центральной Азией. Мы видим, что Парламентская Ассамблея Совета Европы создала Группу дружбы с киргизским парламентом, что киргизский парламент сегодня представляется партнером по демократии с Парламентской Ассамблеей, где второй год нас лишают права говорить".
По мнению сенатора, "средства, которые Россия фактически выделяет на "мягкую силу", на программу помощи развитию, используются вне нас в Африке, используется на Ближнем Востоке, в Юго-Восточной Азии. Никто не знает, что учебники, в том числе и русского языка для Молдовы и Армении изданы Всемирным Банком на российские деньги. Никто не знает о том, что госпитали, школы, которые строит Всемирный Банк, он строит на российские деньги".
По словам Морозова, "Россотрудничество, являясь оператором помощи развития программы содействия международному развитию, остается в стороне. Борьба за эти деньги ведется пять лет, и никаких движений нет в этом направлении. А это же наш инструмент. И возможность поднять наших соотечественников там, куда мы заходим с программами Всемирного Банка, а можем заходить со своими программами, и поднимать наших соотечественников, привлекая их к работе в программах борьбы с бедностью, безграмотностью, создания рабочих мест в сельскохозяйственном секторе.
Мы затрачиваем колоссальные деньги как донор. И это потенциал работы с нашими соотечественниками и потенциал создания возможностей входить как в экономику недостаточно развитых стран, так и в политику".