В Грузии продолжается бурная дискуссия вокруг конституционной реформы. Премьер Бидзина Иванишвили не желает делить реальную власть не только с президентом, но и с любым его приемником после октябрьских президентских выборов, когда вступают в силу изменения в Основной закон, разработанный конституционной комиссией под председательством экс-председателя Конституционного суда Автандила Деметрашвили.
Предложенную им модель называют «французской»: президент избирается всенародным голосованием, но правительство формирует не глава государства, а парламентское большинство. Поэтому нередки случаи, когда президент и премьер находятся в разных политических лагерях, что, впрочем, не мешает их сотрудничеству на основе многолетних демократических традиций Франции, высокой культуры, развитой политической системы и сильного гражданского общества.
Но к чему приведет подобное разделение властей в Грузии? В грузинских условиях «французская модель» может не прижиться и стать источником постоянных конфликтов, поскольку вместо одного центра власти создается сразу два. Причем примерно равные по влиянию и возможностям. Поэтому Республиканская партия и другие группы, представленные в правящей коалиции «Грузинская мечта» предлагают отказаться от всенародных выборов президента и перейти на чисто парламентскую модель, когда номинального главу государства избирает парламент.
Впрочем, с этим предложением Иванишвили и его ближайших соратников не согласна не только партия президента Саакашвили, рассчитывающая провести на высший пост свою кандидатуру (мэра Тбилиси Гиги Угулаву или экс-премьера Вано Мерабишвили), но и влиятельные группы в самой коалиции. Например, министр обороны и лидер «свободных демократов» Ираклий Аласания. По всем опросам, он значительно опережает любых возможных кандидатов на высший государственный пост, в том числе кандидатов от президентской ЕНД, а также бывшего спикера Нино Бурджанадзе.
Борьба вокруг президентского поста станет главной политической темой в ближайшие месяцы и наверняка повлияет на внешнеполитические решения. Иванишвили не только выступил за «номинальные» полномочия президента и избрание его в парламенте, но даже назвал наиболее подходящую, на его взгляд, кандидатуру - одного из лидеров Республиканской партии Вахтанга Хмаладзе.
«Вестник Кавказа» попросил высказаться по вопросу конституционной модели инициатора введения «французской системы» Автандила Деметрашвили.
- Многие лидеры «Грузинской мечты» призывают отказаться от прямых всенародных выборов президента, но это в корне противоречит модели, разработанной вами. Как бы вы прокомментировали сам принцип «непрямых выборов» главы государства?
- Пока рано делать далеко идущие выводы, потому что неясно, что они имеют в виду под «непрямыми выборами». «Непрямыми» могут быть выборы президента коллегией выборщиков, либо парламентом, или с участием регионов и так далее. Согласно ранее прозвучавшим предложениям, президента могла бы избрать избирательная коллегия – «дарбази», - состоящая из депутатов, а также представителей крупных муниципалитетов. Я точно не знаю, какую из форм имеют в виду, когда говорят, что президента следует выбирать не напрямую. Если имеется в виду, что президента будет избирать парламент, то это категорически неприемлемо.
- Почему? Такая форма выборов принята во многих странах мира…
- В условиях Грузии, парламентская республика с номинальным президентом будет неэффективной с точки зрения осуществления государственной власти, и это может привести к перманентным правительственным и парламентским кризисам. Кроме того, в ситуации, когда правящая коалиция обладает в парламенте почти конституционным большинством, необходимо существование альтернативного центра власти, способного сбалансировать ситуацию. В противном случае, мы будем вновь двигаться в сторону однопартийной вертикали, а это губительно для демократии. Ведь очевидно, что если президента будет избирать парламент, то он выберет представителя правящей коалиции «Грузинская мечта». То есть, вновь сформируется единая властная вертикаль в условиях, когда и в местных органах власти уже доминирует коалиция. Единая вертикаль власти никогда не оправдывает себя ни в политико-государственном, ни в социально-экономическом плане.
Согласно первоначальному проекту, этот вопрос должен был решаться в рамках нового территориально-административного устройства. То есть создания крупных территориальных единиц вместо нынешних районов. В этом случае, было бы целесообразно участие в выборах президента представителей этих территориальных единиц. Тогда президент будет иметь высокую степень легитимации.
- Два года назад в интервью «Вестнику Кавказа» вы говорили, что у президента, по вашей модели, которая войдет в силу после октябрьских президентских выборов, остаются значительные полномочия, тогда как полномочия премьера значительно усиливаются. Может, именно этого и боятся сторонники чисто парламентской модели, которые называют вашу концепцию источником противостояния ветвей власти и двоевластия?
- Это не двоевластие, а сотрудничество ветвей власти. Как мы знаем, разделение властей подразумевает три компонента. Во-первых, власти должны быть отделены друг от друга. Во-вторых, они обязаны контролировать друг друга в рамках системы «сдержек и противовесов». В-третьих, необходимо сотрудничество во имя высших государственных интересов на основе принципа субсидиарности. В условиях, когда «Грузинская мечта» обладает почти конституционным большинством, контроль ими еще и института президента нарушит систему сдержек и противовесов. Баланс будет полностью нарушен. Справедливости ради отметим, что баланс нарушен и при ныне действующей системе, но в пользу президента, однако Саакашвили этим не может воспользоваться из-за низкого уровня своей легитимности.
- Модель, разработанная вами и вступающая в силу с октября, больше всего похожа на «французскую систему» разделения властей. Насколько она приживется в Грузии с учетом, невысокой политической культуры и слабости демократических традиций?
- Это серьезная проблема. Но я бы добавил еще слабость гражданского общества, как и неразвитость партийной системы. Реально у нас существуют только две партии: «Грузинская мечта» и Единое национальное движение. В этих условиях тем более нецелесообразно вводить в чистом виде парламентскую республику. Система, которая будет задействована через несколько месяцев, это «смешанная модель». Президент в ней играет роль арбитра и альтернативного центра силы. А вот президент, избранный парламентом, будет чисто номинальной, символической фигурой. Зачем нам такой президент? Тогда давайте вернемся к конституции 1921 года, когда у Грузии вообще не было президента.