Вестник Кавказа

Американо-китайская биполярность

5-6 сентября в Петербурге должен пройти саммит «большой двадцатки», в рамках которого запланирована встреча президентов России и США. Ей будут предшествовать российско-американские консультации по противоракетной обороне 9 августа в Вашингтоне в формате «два полюс два» - главы оборонных и внешнеполитических ведомств. Как заявил заместитель министра обороны РФ Анатолий Антонов по итогам заседания Совета Россия-НАТО в Брюсселе, «ПРО - это главный раздражитель, который у нас есть».

Однако, как полагает старший научный сотрудник исторического факультета МГУ, американист Алексей Пилько, ПРО – далеко не единственная проблема Москвы и Вашингтона. «Российско-американские отношения сейчас находятся в пике. Они характеризуются цикличностью. Много говорилось о «перезагрузке», что это какой-то новый этап в российско-американских отношениях, мы этот термин слишком сильно раздули. Этих «перезагрузок» в советско-американских отношениях было много – это рузвельтовская «перезагрузка» 1933 года, восстановление дипотношений; это хрущевско-эйзенхауэрская попытка «перезагрузки» 1959 года; это разрядка 1970 года. Поэтому я не думаю, что что-то зависит от Обамы и Путина. У нас объективно не совпадают национальные интересы. У нас объективно есть конфликтные зоны».

«Мы проходим уже третий цикл. Причем все эти циклы исчисляются по формуле 3+4. Берем точку отсчета – 1992 год. Отношения в повышающей стадии, они прекрасно развиваются. Прибавляем три года – 1995 год, Босния, Чечня. Перелом тенденции вниз. Прибавляем четыре года – 1999 год, Косовский кризис. Первый цикл закончился.
Второй цикл – встреча Путина и Буша в Любляне 2001 год – повышающая стадия. Прибавляем 3 года – «Оранжевая революция» на Украине, перелом. Прибавляем четыре года – 2008 год, война в Южной Осетии. Второй цикл закончился.
Новый цикл – 2009 год, «перезагрузка». Прибавляем 3 года – 2012, перелом, выборы, оппозиция, список Магнитского.
«Прибавьте к 2012 четыре года. Получим 2016 год. Вот вам дата следующего серьезного кризиса в российско-американских отношениях. Третий цикл – 2016 год, если формула 3+4 сработает в третий раз, как она сработала два предыдущих раза. Отношения не могут быть ровными, особенно между такими двумя гигантами как Россия и США. Будут проблемные зоны. Будут какие-то временные отрезки, когда стороны будут пытаться договориться», - говорит Пилько.

Он назвал четыре проблемы, существующие между Россией и США.
Первая – противоракетная оборона. Мы не можем дальше идти на сокращение ядерных вооружений без того, чтобы американцы отказались от ПРО. Это уже угрожает нашей национальной безопасности. Мы не можем переговариваться по тактическому ядерному оружию пока существует эта проблема ПРО, пока не понятно, что у нас будет с военным балансом в Европе.
Вторая проблема – отношение США к евразийской интеграции. Для нас это важный экономический проект. Отношение американской администрации всем было ясно продемонстрировано еще в то время, когда заявление соответствующее в кулуарах сделала бывшая госсекретарь Клинтон. Это ставка на противодействие.
Третья проблемная зона – это Ближний Восток, Сирия. «Решение принято американской администрацией, в конце концов, организовать, поскольку конгресс за это выступил, поставки вооружений в Сирию», – напоминает Пиько.
Четвертая проблема, более глобальное понятие, которое все объединяет – время однополярности прошло, и на смену советско-американскому противостоянию идет американо-китайское. Обе стороны это отрицают - и Китай, и Соединенные Штаты говорят, что нет проблем в отношениях. Это не так. Американцы перебрасывают значительную часть своих военных сил в АТР. И этой конфигурацией, новыми противостояниям, новой биполярностью будет определяться весь международный контекст в ближайшие полвека.
«Поэтому сейчас российско-американские отношения в этом разрезе приобретают совсем другое звучание. США не могут изолировать Китай без России. Система сдерживания Китая уже выстроена Соединенными Штатами, как в свое время была выстроена система сдерживания СССР. Посмотрите на тихоокеанское побережье Китая – цепь союзников США: Япония с точкой опоры на Окинаве, Южная Корея, Тайвань, Филиппины, Сингапур. Учитывая эту линию, видно, что Китай сейчас не является океанской державой. Эта сеть военных баз США на территории союзников и второй эшелон с опорой на остров Гуам, и третий на Гавайях – он уже выстроен. Но дыра на севере и северо-востоке под названием Российская Федерация. Если РФ примыкает к американским попыткам сдерживания Китая, изоляция Китая будет полной. Если не примыкает, она смысла не имеет с таким тысячекилометровым разрывом. Поэтому сейчас обе стороны – и США, и Китай будут пытаться перетянуть нас на свою сторону. И это тоже создает нам дополнительные проблемы. Кстати говоря, я бы в этом контексте совсем по-другому посмотрел бы на ситуацию со Сноуденом, как китайцы с готовностью перебросили нам его из Гонконга. Ситуация со Сноуденом заставляет политическое руководство РФ делать выбор, а мы пока выбор, может, и правильно, делать не хотим. Мы предпочитаем сохранять пространство для маневра», - утверждает Пилько.

8850 просмотров