Вестник Кавказа

Фтизиатры посчитали пациентов

Туберкулез остается реальной инфекционной угрозой населению Земли в XXI века. Около трети населения Земного шара заражается возбудителем туберкулеза, бациллой Коха. Развернутое заболевание развивается не у многих, но каждый заболевший предположительно заражает 10-15 человек в год. Однако сколько больных туберкулезом сейчас в России, точно никто не знает. По версии «Московских новостей», обнародование официальной статистики может поставить руководителей отечественного здравоохранения, да и всей страны в неловкое положение. Недавний отказ от западной помощи в лекарственном обеспечении и политические заявления о полной подконтрольности эпидемической ситуации явно не соответствуют росту лекарственно устойчивых форм туберкулеза и уровню заболеваемости, не свойственному развитым странам. Тем не менее сами фтизиатры настроены более оптимистично.

Петр Яблонский, главный специалист по торакальной хирургии и фтизиатрии Минздравсоцразвития РФ
В статье в «Московских новостях», которая называется «Закрытая форма болезни», сказано, что главные фтизиатры Министерства Здравоохранения скрывают данные о заболеваемости туберкулезом в РФ, что этой цифры не знает в стране никто, что сегодня фтизиатры - это такой отряд бестолковых людей, которые непонятно за что получают заработную плату. Сегодня в РФ зарегистрировано 240237 больных активным туберкулезом. В прошлом году их было 253555 человек. 
Публикации, которые периодически появляются в прессе, кроме социального пессимизма, ничего не сеют. И меня это удивляет, потому что у нас сегодня действительно много поводов для оптимизма: мы консолидированы, министерство из года в год увеличивает финансирование по приобретению лекарственных препаратов, по модернизации, скажем, диагностического оборудования, по строительству новых диспансеров, по модернизации институтов - мы действительно имеем уникальную ситуацию для всего мира. Когда мы едем на конференцию Всемирного союза борьбы с туберкулезом и болезнями легких, наша делегация выглядит одной из самых убедительных. Второго мая мы ожидаем к нам визит Нильса Било, исполнительного директора Международного союза по борьбе с туберкулезом, которые вышли с инициативой провести очередной съезд этого уважаемого общества на территории Российской Федерации. Это ли не является, возможно, лучшим доказательством того, что сегодня мы действительно на правильном пути? Чрезвычайно важно подчеркнуть, что мы сохраняем диалог с многочисленными общественными организациями, которые помогают нам в этой работе. С нашим офисом Всемирной организации здравоохранения 21 декабря в Петербурге мы провели очень плодотворную встречу, на которой сверили часы для того, чтобы говорить на одном языке.
Прошедший год дает нам основания для оптимизма, прежде всего, потому что страна впервые отработала по новому порядку лечения больных туберкулезом, который был принят в конце 2010 года. С другой стороны, была создана Ассоциация фтизиатров России, и в нынешнем году в октябре состоится ее первый съезд, на котором мы подведем первые итоги нашего общественного движения по консолидации всех тех и научных, и практических сил по борьбе с туберкулезом в РФ. В этом году было реализовано несколько целевых научных тем, которые завершились подготовкой новой концепции этиологической диагностики туберкулеза в РФ. Подготовлена принципиально иная инструкция по лечению туберкулеза. Созданы предпосылки для реализации концепции создания медико-социальной службы для пациентов, которым сегодня нельзя помочь - к сожалению, есть и такой контингент, - которая призвана играть роль социальных изоляторов, если хотите, для того, чтобы прекратить их доступ к нашему здоровому населению и оградить здоровых от больных. Мы вплотную приблизились к формированию медико-технического задания для строительства диспансера принципиально нового типа. Все это, мне кажется, дает основания для серьезного оптимизма и не только для того, чтобы подвести некие итоги, но и для того, чтобы с оптимизмом смотреть в будущее. Для успешного решения этих задач нам не хватает социального оптимизма. 

Игорь Казанец, заведующий медицинской секцией Международной организации по миграции в России
Человечество проделало значительный путь в борьбе с туберкулезом и не замедляет работу в этом направлении. Год за годом мы наблюдаем за появлением новых диагностических методов, развитием перспективных направлений в лечении и уходе за больными, внедрением целого ряда сильнодействующих лекарственных препаратов. Значительно укрепилась противотуберкулезная служба в стране, расширилась материальная база лечебно-профилактических учреждений, решаются вопросы производства и оптимизации снабжения противотуберкулезными препаратами. Однако путь к полному искоренению заболевания труден. Мы становимся свидетелями приспособления возбудителя туберкулеза к меняющимся условиям и лекарственным препаратам, что снижает успех лечения. Сочетание туберкулеза с иммунодефицитным состояниями, ВИЧ-инфекцией часто является причинами смертельного исхода. Туберкулез бросает новые и новые вызовы, и мы готовы их принять. В подавляющем большинстве случаев современная наука дает возможность выявить и излечить заболевание до конца, а это значит, что туберкулез можно искоренить и это должны сделать мы, наше поколение.
Всем известно, что туберкулез имеет социальные корни. Мигрирующее население, люди с неурегулированным статусом подчас становятся более уязвимы в отношении туберкулеза в силу низких материальных возможностей и сложных условий жизни. Охват этой группы санитарно-просветительской, диагностической и лечебной работой иногда проблематичен. Однако исключение мигрантов из нашего поля зрения будет негативно влиять как на здоровье самих мигрантов, так и коренного населения страны. Международная организация по миграции приветствует усилия государственных институтов, международных и неправительственных организаций по включению мобильного населения при планировании проведения противотуберкулезной работы и благодарит всех, кто не остается равнодушным к нуждам мигрантов.

Луиджи Миглиорини, представитель ВОЗ в РФ
Россия очень большая страна, но хочу сказать, что за последнее время в области борьбы с туберкулезом было сделано много достижений. Мы уделяем внимание особому контингенту населения – это, прежде всего, бедные слои, маргинализованные слои населения, это лица, которые имеют пристрастие к алкоголю. Эти люди сталкиваются и с немедицинскими аспектами заболевания, поэтому наша задача также заключается и в том, чтобы улучшать социально-экономические аспекты их проживания. Мы уже сделали многое в этом направлении. Еще многое предстоит сделать.
Что касается достижений в России, то следует отметить и определенную роль доноров. Прежде всего, конечно, где бы ни работала ВОЗ, каждый год когда мы проводим какие-либо мероприятия, они возможны лишь благодаря поддержке со стороны доноров. Я хочу поблагодарить и правительство Соединенных Штатов, и правительство Российской Федерации за оказанную нам поддержку. За последние три года РФ тоже стала такой страной-донором. Роль России в качестве страны-донора становится все более и более значимой. Россия уже выделяет большие средства не только для борьбы с туберкулезом для международных организаций, но также выделяет значительные средства и ВОЗ для подобных целей, а также для нашего офиса. Благодаря тому, что РФ стала донором, мы получили возможность проводить и супра-региональные мероприятия, когда эти средства используются не только в Российской Федерации, но и в соседних странах.

Людмила Михайлова, замдиректора Департамента организации профилактики, медицинской помощи и развития здравоохранения Минздравсоцразвития РФ
На сегодняшний день развертываются фельдшерско-акушерские пункты, развертываются дополнительно врачебные амбулатории, офисы врачей общей практики. Мы все это приводим к нормативам. Все это просчитано и доведено до субъекта. Субъект, защищая свои программы, отчитывается нам как раз по этим структурам. Они будут служить промежуточным звеном между диспансером и больным, которые будет следить за лечением, за приемом лекарственного препарата больным. Таким образом, больному не нужно никуда ездить - он получил лечение, он получил назначение. Следить за этим будет то первичное звено здравоохранения, на которое возложены эти функции, закреплены порядком, закреплены нормативными актами Министерства здравоохранения.
Что касается взаимодействия с учреждениями ФСИН, то здесь преемственность естественно важна. Контролируемое слежение у нас несколько похрамывает. Поэтому мы буквально на следующей неделе встречаемся и вырабатываем позицию по контролю за этими больными. Кроме того, все больные, которые регистрируются в учреждениях ФСИН, естественно, присутствуют в федеральном отчете, который на сегодняшний день является единственным достоверным источником информации. Поэтому говорить о том, что информация закрыта, о том, что мы что-то не знаем или что-то не досчитываемся... Ничего подобного: у нас все есть, о каждом больном у нас полная информация. Естественно она деперсонифицирована, но тем не менее мы знаем обо всех больных, которые наблюдаются в органах ФСИН, те, которые наблюдаются у нас, трудовые мигранты, иностранцы, бомжи. У нас вся информация корреспондируются в таких формах федерального статистического наблюдения, анализируется - и принимаются управленческие решения.
13800 просмотров