Вестник Кавказа

Двойные стандарты

Эльмира Таривердиева, Баку
Вопросы уважения территориальной целостности государств на Южном Кавказе всегда были первостепенными вопросами безопасности региона.
В понедельник на брифинге в Тбилиси заместитель главы МИД Грузии Нино Каландадзе расставила все точки над i в вопросе участия делегации сепаратистского Нагорного Карабаха в статусе наблюдателей на выборах президента Абхазии 26 августа. По ее словам, Тбилиси не находит в этом визите ничего угрожающего. "Грузия интересуется всеми вопросами, связанными с нелегитимными процессами на ее оккупированных территориях. Что касается позиции официального Еревана, нам известно, что Армения поддерживает территориальную целостность и суверенитет Грузии и не признает эти территории как независимые, и тем более не признает там какие-либо выборы", - сказала Каландадзе, добавив, что у грузинской стороны "нет оснований для тревоги по поводу официальной позиции Армении".

Позиция Грузии в этом вопросе понятна. Ссорится с соседями из-за действия армянонаселенной территории Азербайджана, которой и является Нагорный Карабах, бессмысленно. Удивляет в этом контексте позиция самой Армении. С одной стороны, Армения не признала независимость Абхазии и Южной Осетии, несмотря на то, что главный партнер Еревана - Москва - сделал это еще три года назад. С другой, хотя официально Ереван и не признает независимости Нагорного Карабаха, но на протяжении 20 лет твердит о том, что это единственный правильный выход из нагорно-карабахского тупика. В связи с двадцатилетием "независимости" Нагорного Карабаха в последнее время участились резкие высказывания официальных лиц Армении с призывами к мировому сообществу, наконец, признать этот факт.

В субботу, президент Армении Серж Саргсян на расширенном заседании глав государств и правительств СНГ, в самой резкой форме произнес речь, посвященную карабахской "независимости". По словам Сагсяна, "Нагорный Карабах с полным основанием использовал свое право на самоопределение и объявил независимость, завоевав это право ценой крови".

Вопрос в том, какую принципиальную разницу официальный Ереван видит в независимости Нагорного Карабаха и Абхазии и Южной Осетии? Может быть только то, что независимость Абхазии и Южной Осетии, все же признало ограниченное количество стран, чего нельзя сказать о Нагорном Карабахе. Или разница в том, что Абхазию и Южную Осетию населяют не грузины, а именно абхазы и осетины, тогда как Нагорный Карабах населяют армяне, которые почему-то апеллируют к понятию "право народа на самоопределение". Однако, армяне населяющие Нагорный Карабах, - народ, который уже давно самоопределился в рамках своей собственной страны – Армении и при чем тут притязания на "самоопределение" Нагорного Карабаха, не ясно.

При этом и властями Армении и сепаратистским режимом Нагорного Карабаха игнорируется приоритет принципа территориальной целостности – единственного принципа международного права, который имеет отношение к нагорно-карабахскому конфликту. Этот принцип направлен на защиту государства от внешней агрессии. Именно с этим связана его формулировка в п. 4 ст. 2 Устава ООН: «Все члены ООН воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с Целями Объединенных Наций», и в Декларации о принципах международного права: «Каждое государство должно воздерживаться от любых действий, направленных на частичное или полное нарушение национального единства и территориальной целостности любого другого государства или страны». Поэтому очевидно, что Ереван применяет двойные стандарты к вопросу самоопределения и самопровозглашения территорий Азербайджана и Грузии.
12190 просмотров