Эксперт Европейского института азиатских исследований Альберто Тюркстра, посетивший Казахстан во время парламентских выборов 10 января, пришел к выводу, что поэтапная демократизация отвечает национальным условиям и интересам Казахстана. В материале Step-by-step democratisation serves Kazakhstan well для Euractiv он пишет, что несмотря на продолжающуюся пандемию COVID-19 и суровые погодные условия, Казахстан успешно провел выборы в законодательные органы при строгом соблюдении всех санитарных требований. Это первые парламентские выборы с тех пор, как к власти пришел президент Касым-Жомарт Токаев.
Новоизбранный парламент поможет определить будущее направление и дальнейшие реформы страны во всех сферах. Местные выборы в маслихаты проводились одновременно с парламентскими и впервые по партийным спискам, а не в рамках одномандатной системы. В системе партийных списков места в парламенте пропорционально соответствуют количеству голосов, которые получает каждая партия, и этот шаг, по словам президента Токаева, ”позволит партиям укрепить свои позиции в политической конъюнктуре страны”.
Нижняя палата казахстанского парламента (Мажилис) состоит из 107 депутатов, 98 из которых избираются по пропорциональной избирательной системе, по партийным спискам, а остальные девять депутатов избираются Ассамблеей народа Казахстана, консультативным органом, члены которой набраны из организаций, представляющих основные этнические общины, проживающие в стране.
Прошедшие парламентские выборы также были первыми с момента реализации пакета конституционных и последующих законодательных реформ, начавшейся в 2017 году в соответствии с различными рекомендациями международных субъектов, в первую очередь Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ).
Законодательные изменения включают реформы регистрации избирателей, инклюзивное участие людей с ограниченными возможностями, снижение порога для регистрации политической партии, а также множество других поправок.
Впервые в парламентской практике Казахстана была введена 30-процентная квота в партийных списках для женщин и молодежи, что будет способствовать более активному участию в политической жизни страны данных социальных групп, которые до этого играли более незаметную роль в национальной политике.
Всего от пяти партий баллотировалось 312 кандидатов. Среди кандидатов было 90 женщин (это на 9% больше по сравнению с предыдущими парламентскими выборами) и 19 человек в возрасте до 29 лет. Все пять партий выдвинули кандидатов от национальных меньшинств, в числе которых, по данным Центральной избирательной комиссии, около 13,8% - этнические русские и 6,4% - представители 10 других национальностей, что отражает разнообразный, инклюзивный и многоэтнический характер Казахстана.
Теледебаты стали еще одним шагом на пути к развитию прочной политической культуры в Казахстане. Впервые прения в прямом эфире прошли между представителями пяти политических партий 30 декабря (в 2016 году тоже были теледебаты, но они были записаны заранее).
Все партии провели обширные общенациональные опросы, чтобы разработать предвыборные программы, ориентированные на потребности электората. Среди общих тем: устойчивое восстановление после пандемии; социальная политика для уязвимых слоев населения; улучшение системы здравоохранения; поддержка бизнеса, особенно малых и средних предприятий; экологические проблемы; роль женщин и молодежи в политической жизни; и антикоррупционные меры.
Кроме того, в условиях пандемии все стороны использовали новые технологии и каналы связи (социальные сети, Youtube и т. д.) для проведения своих кампаний и взаимодействия с гражданами, не отказываясь от традиционных методов коммуникации.
В программе находящейся у власти партии ”Нур-Отан” под названием "Путь перемен: достойная жизнь каждому” подчеркивается необходимость улучшения качества жизни граждан, содействия социальной справедливости и подотчетности государства.
Конкретные предложения включают повышение заработной платы медицинских работников и учителей, улучшение качества жилья для студентов и переориентацию экономики с сырья на производство.
Народно-демократическая патриотическая партия ”Ауыл”, в свою очередь, уделила большое внимание улучшению условий жизни в сельской местности (где проживает 42% населения Казахстана) и включила в свою предвыборную программу инициативы по сельской инфраструктуре и проектам развития.
Партия ”Адал” выступила за развитие промышленности и дигитализацию государственных услуг. Одно из ее предложений заключается в том, чтобы люди, через новый веб-сайт партии сообщали о проблемах, могли написать жалобы и предложения, которые затем могут быть переданы региональным представителям партии.
Наконец, Народная партия Казахстана, со своей стороны, сделала упор на устойчивое и доступное жилье и снижение пенсионного возраста.
В день голосования на избирательных участках наблюдалась очень высокая степень готовности с точки зрения процедуры голосования и соблюдения санитарных норм.
Были приняты меры по обеспечению безопасности в условиях пандемии (избирателям мерили температуру), а средства индивидуальной защиты (маски, дезинфицирующее средство для рук) были широко доступны на всех избирательных участках как для наблюдателей, так и для избирателей.
Участки также сделали голосование простым и доступным для пожилых людей и людей с ограниченными возможностями (на каждом посещенном избирательном участке одна кабина была зарезервирована для людей с ограниченными возможностями: приспособлена для инвалидных колясок, а также включала увеличительное стекло для людей с плохим зрением).
Зафиксированные незначительные инциденты не повлияли на исход выборов.
Кроме того, на избирательных участках в целом соблюдались процедуры голосования. Несмотря на то, что явка на парламентских выборах традиционно ниже, чем на президентских, интерес граждан был довольно высоким с раннего утра, и на посещенных избирательных участках присутствовали местные наблюдатели от всех соперничающих политических партий.
Этими выборами Казахстан показал возможность обеспечения избирательного процесса во время пандемии в безопасных условиях.
Некоторые международные наблюдатели и субъекты могут быть не полностью удовлетворены выборами (например, ЕС утверждает, что парламентские выборы были ”упущенной возможностью продемонстрировать эффективное осуществление политических реформ и модернизации”), но поэтапная демократизация отвечает национальным условиям и интересам Казахстана. Нельзя сравнивать Казахстан со странами, где давно сложились традиции многопартийного управления.
Многие из наших собеседников открыто говорили о том, что демократия - это долгосрочная цель, равно как и более влиятельная роль законодательной ветви власти и представительных органов, приближающих Казахстан к международным стандартам.
Не стоит забывать, что за 30 лет существования независимого государства Казахстан сумел осуществить мирную и добровольную передачу власти, добиться религиозной и этнической гармонии, существенного экономического прогресса, постепенных политических реформ, избегая при этом нестабильности.
Казахстану есть куда стремится и реформироваться, но каждые новые выборы по сравнению с предыдущими вносят улучшения в законодательство, постепенно делая политическое пространство в стране более открытым и инклюзивным для всех слоев населения.