Вестник Кавказа

Узбекистан может получить статус наблюдателя в ЕАЭС

Виктория Панфилова обозреватель "НГ" для "Вестника Кавказа"
Узбекистан может получить статус наблюдателя в ЕАЭС

В Узбекистане идет процесс "переформатирования взаимоотношений с региональными организациями". Так прокомментировал возможность вступления Узбекистана в Евразийский экономический союз (ЕАЭС) первый зампред руководителя Сената Узбекистана Садик Сафаев. При этом он подчеркнул, что "никакого давления в данном вопросе на Ташкент не было".

"Узбекистан не то государство, на которое можно давить", – заявил Сафаев на брифинге, посвященном итогам визита спикера Совета Федерации РФ Валентины Матвиенко в Узбекистан на минувшей неделе.

Матвиенко заявила, что президент Узбекистана Шавкат Мирзиеев принял решение о проработке вопроса присоединения республики к ЕАЭС, что даст новые возможности для двустороннего взаимодействия, поскольку будут устранены "определенные барьеры и преграды в межгосударственных отношениях". Она выразила надежду, что процесс согласования не затянется, тем более, что уже созданы рабочие группы, как со стороны России, так и со стороны Узбекистана. Матвиенко отметила, что Мирзиеев понимает важность участия страны в ЕАЭС, но ему необходимо взвесить все возможные риски, прежде чем принимать решение: "Он считает крайне важным участие Узбекистана в ЕАЭС, и прав в том, что требуется очень серьезный анализ, для того чтобы принять окончательное решение".

Российский сенатор, заместитель председателя комитета Совета Федерации по международным делам Фарит Мухаметшин отчитываясь перед коллегами на заседании комитета 7 октября по итогам поездки в Ташкент, сообщил, что, возможно, уже в феврале будущем году Узбекистан получит статус наблюдателя в ЕАЭС. Вопрос будет обсуждаться в ходе визита Мирзиеева в РФ.

Заявления российских представителей о возможном присоединении республики к региональному интеграционному объединению, вызвали в Узбекистане бурные обсуждения.  Садик Сафаев напомнил, что первым о возможности вступления Узбекистана в ЕЭАС сказал президент Шавкат Мирзиеев 24 июня, выступая перед депутатами парламента. "Недостаточно произвести качественную продукцию, гораздо труднее найти для нее рынки сбыта. Хотим мы или нет, но Россия и ЕАЭС – это наши основные партнеры, 70 процентов нашей торговли связано с ними", – заявил тогда узбекский лидер.

Президент также говорил и о вызовах, с которыми столкнется республика. Узбекистану придется открыть границы, при этом узбекские предприятия могут закрыться, не успев адаптироваться к требованиям ЕАЭС. "Наши соседи ушли далеко вперед. Скоро они перейдут на маркировку продукции. Мы проиграем с нашими товарами на этом рынке [без маркировки]. Нам нужно найти правильный путь. Проанализировать все. 10 раз отмерить и принять решение", - говорил Мирзиеев.

Сафаев также отметил, что "1 августа 2019 года в Минске было подписано совместное с белорусской стороной заявление, которым стороны договорились изучить возможности сотрудничества Узбекистана с ЕАЭС исходя из опыта Белоруссии. "Так что ничего нового и резонансного не прозвучало. Наш президент сильный и самостоятельный лидер, который действует исключительно исходя из интересов Республики Узбекистан. Именно поэтому три года назад началось обновление внешней политики Республики Узбекистан. Она стала более отрытой и прагматичной, менее политизированной и менее идеализированной, рациональной", – заявил Сафаев. Поэтому, по словам сенатора, возникла необходимость поиска нового формата сотрудничества. Но, как отметил Садик Сафаев, никакого давления на Узбекистан в данном вопросе не было.

Напомним, что внешняя политика Узбекистана в период после обретения государственной независимости основывалась на двух базовых принципах. Первый –сбалансированная равноудаленность от мировых центров сил. Второй – отказ от участия в многосторонних интеграционных объединениях и упор на двусторонние связи (военно-технические, экономические и другие). Эти принципы были закреплены в Концепции внешней политики, утвержденной парламентом страны в 2012 году. Ташкент последовательно придерживался этих принципов, отдавая предпочтение развитию двусторонних связей.

Директор Центра исследовательских инициатив Ma’no Бахтиер Эргашев сказал "Вестнику Кавказа", что при экспорте промышленных товаров, в частности автомобилей, Узбекистан испытывает определенные трудности. В случае вхождения в ЕАЭС узбекские производители получат равноправный доступ к рынку стран ЕАЭС (прежде всего, России и Казахстана). В выигрыше окажутся экспортеры плодоовощной продукции, экспортеры узбекского текстиля и обувной промышленности – те сферы, в которых у страны есть определенные конкурентные преимущества. Для них будут созданы еще более комфортные условия – увеличатся объемы поставок, выручка. Но, все дело в том, что положительная динамика наблюдается и сейчас, вне интеграции, в рамках двустороннего сотрудничества. Тем более, что Ташкент и Москва договорились и уже открыли "зеленый коридор" для экспорта узбекской сельхозпродукции.

Эксперты указывают на то, что при вступлении Узбекистана в ЕЭАС улучшатся условия для трудовых мигрантов. В РФ сегодня работает более 2,5 узбекистанцев. Эти люди получат определенные привилегии при устройстве на работу, а страна – денежные переводы. Узбекистан является лидером по этому показателю среди стран Центральной Азии. Также будет получен доступ к российским инвестиционным ресурсам и технологиям. Хотя основные инвестиции пока поступают в Узбекистан из Китая.

Но есть и минусы. Несомненно, будет сильный приток российских товаров в республику. Ежегодный товарооборот между Россией и Узбекистаном составляет чуть больше 4 млрд долларов. Из них экспорт из Узбекистана в Россию с трудом дотягивает до 1 млрд. дол, а остальная сумма – это импорт российской продукции. Такой же дисбаланс в торговле с Казахстаном. ЕАЭС эти процессы только усилит. По мнению Бахтиера Эргашева, одним из вариантов сотрудничества могло бы стать формирование зоны свободной торговли ЕАЭС – Узбекистан.

17065 просмотров