Турция начала скромные и давно запланированные, но, возможно, имеющие политическое значение, совместные военные учения с Катаром, отношения с которым прекратили некоторые его мусульманские соседи в результате жестокого дипломатического спора. Hurriyet Daily News цитирует турецких чиновников, сообщивших, что в учениях будут задействованы около 250 турецких военных, 30 бронированных боевых машин и, наконец, военно-морские суда, в том числе фрегат TCG Gokova, который недавно прибыл в Катар. По крайней мере, два дня учений будут проходить с участием ”командиров высокого уровня” из Турции и Катара.
Как пишет Breitbart в статье Turkey Begins Military Exercise with Qatar as Gulf States Prepare Additional Sanctions, заявленная цель учений - содействие сотрудничеству вооруженных сил двух стран против экстремистских элементов, таких как ИГИЛ (запрещена в России). Однако некоторые наблюдатели считают, что учения больше похожи на практику предотвращения вторжения противников, гораздо более серьезных, чем террористическая группировка. Hurriyet отмечает, что парламент Турции принял в июне закон, который предусматривает увеличение военного присутствия Турции в Катаре. Это вызывало негативную реакцию со стороны противников Катара - Саудовской Аравии, Египта, Бахрейна и ОАЭ - поскольку одно из их требований состоит в том, чтобы Катар изгнал турецкие войска со своей территории.
Во вторник Турция и Катар подписали меморандум о взаимопонимании для расширения сотрудничества в области сельского хозяйства. С начала дипломатического кризиса Катар стал сильно зависимым от Турции и Ирана. Анкара призвала все стороны катарского спора урегулировать разногласия путем диалога, настаивая на том, что не отдает предпочтение Катару, хотя и критично относится к тактике, применяемой Саудовской Аравией и ее союзниками.
Посол Турции в Иране Реза Хакан Текин заявил в интервью иранским СМИ в минувшие выходные, что Турция не одобряет усилия саудовской коалиции по дипломатической изоляции Ирана. Одна из главных претензий других стран к Катару состоит в том, что страна слишком дружелюбна по отношению к иранцам.
”У каждой страны есть суверенное право развивать отношения с другими странами. Следовательно, вы не можете навязывать какой-либо другой стране решение по поводу обновления или ослабления отношений с определенной страной или группой стран. Мы не считаем, что это правильный подход”, - сказал Текин. Иранский интервьюер напомнил ему, что Турция критикует Тегеран, оставаясь относительно спокойной в отношении разрушительных действий Саудовской Аравии в таких странах, как Йемен и Бахрейн.
До сих пор Катар не склонил голову из-за блокады, но Financial Times отмечает, что согласно первому торговому отчету с момента начала блокады, импорт снизился на 40%, а экспорт - на 10%. Катар был вынужден организовать новые маршруты доставки товаров, так как они больше не могут доставляться из Объединенных Арабских Эмиратов.
В минувшие выходные министры иностранных дел Саудовской Аравии, Египта, ОАЭ и Бахрейна встретились в Манаме, чтобы обсудить возможность введения дополнительных экономических санкций против Катара. Они заявили, что открыты для возобновления переговоров, если Катар ”объявит о своей искренней готовности прекратить финансирование терроризма и экстремизма, приверженности к невмешательству в зарубежные дела других стран, а также выполнит 13 требований”.
Кажется, что страны, выступившие против Катара, не продвинулись вперед ни на дюйм, хотя и добавили еще 18 физических и юридических лиц в список предполагаемых сторонников террористов, которых Катар должен прекратить поддерживать.