После завершения саммита G20 в Осаке президент США Дональд Трамп совершил вторую поездку в Сеул для двусторонней встречи с президентом Южной Кореи Мун Чжэ Ином. Целью поездки было привлечь Муна, владеющего хорошими дипломатическими навыками посредника и миротворца, к возобновлению переговоров между США и Северной Кореей, которые были заморожены после провала второго саммита Трампа и Ким Чен Ына в Ханое в феврале 2019 года.
East Asia Forum в материале North Korea a year after the Singapore summit отмечает, что Трамп и Мун посетили демилитаризованную зону, которая разделяет Север и Юг, где встретились с северокорейским лидером Ким Чен Ыном после того, как Трамп отправил ему приглашение в последнюю минуту. Так Трамп стал первым президентом США, который ступил на северокорейскую землю. Несмотря на весь ажиотаж вокруг встречи, неясно, приведут ли эти усилия к началу переговоров по реализации сделки по денуклеаризации.
Прошло более года с тех пор, как Трамп переключил северокорейский курс с режима "максимального давления", став первым действующим президентом США, который встретится с лидером Северной Кореи на саммите в Сингапуре в июне 2018 года. Решение Трампа о встрече с Ким Чен Ыном было подвергнуто критике из-за того, что дало Северной Корее пропагандистскую победу. Совместное заявление, сделанное на саммите в Сингапуре, было раскритиковано, поскольку в нем не были сформулированы конкретные меры реализации денуклеаризации.
Северная Корея и Соединенные Штаты технически все еще находятся в состоянии войны, которая продолжается после окончания Корейской войны в 1953 году. В долгой истории международных попыток денуклеаризации Северной Кореи - от Рамочной договоренности 1994 года о создании Организации энергетического развития Корейского полуострова (1995–2006) до шестисторонних переговоров (2003–2009) - обе стороны нарушали данные ими обещания. Агрессивная риторика снизилась в 2017 году до минимума, о чем многие предпочитают забыть. Подход, принятый в Сингапуре, позволил укрепить доверие между сторонами, поэтому его можно назвать шагом вперед.
Второй саммит Трампа и Кима в Ханое в феврале 2019 года закончился на полдня раньше, когда лидерам не удалось добиться какого-либо прогресса. Проведение второй встречи вскоре после первой без каких-либо новых подвижек было ошибкой. Некоторые полагают, что Трамп планировал визит в попытке получить внешнеполитическую победу, чтобы отвлечь внимание страны от доклада специального прокурора ФБР Роберта Мюллера о связях кампании Трампа с Россией и случаях препятствования правосудию. Другие предполагают, что советник по национальной безопасности США Джон Болтон пытался подорвать этот процесс.
Как объясняет Александра Белл, раскол в отношениях между Соединенными Штатами и Севером все еще огромен. "В переговорах отсутствует общее понимание понятия "денуклеаризации". Нет соглашения о том, какие северокорейские объекты и установки будут доступны для проверок. Нет понимания того, когда Северная Корея присоединится к международным оружейным соглашениям, таким как Договор о нераспространении. Нет четкой картины военных учений США в регионе и вывода ими своего контингента. Прогресса в официальном объявлении о прекращении войны в Корее не наблюдается".
Другой проблемой, как объясняет Белл, может стать то, что Трамп связывает переговоры со своими "личными отношениями" с Кимом. "Переводя вопрос на личности, Трамп может воспринять жесткую позицию Кима как отказ от дружбы. Тогда мир может увидеть ярость обиженного президента. Вместо того чтобы привязывать переговорный процесс к "личной химии" двух лидеров, Трамп и Ким должны поступить разумно, чтобы переговорный процесс мог продолжиться и стороны могли бы выработать компромиссное решение".
Хитоси Танака, бывший заместитель министра иностранных дел Японии, который присутствовал на переговорах 2002 года между тогдашним премьер-министром Японии Дзюнъитиро Коидзуми и северокорейским лидером Ким Чен Иром в рамках саммита Япония - Северная Корея, утверждает, что для достижения успешных результатов необходимы три ключевых элемента.
Во-первых, необходимы меры по укреплению доверия. Нужно преодолеть глубокое взаимное недоверие между США и Северной Кореей и обеспечить веру в переговорный процесс. Эти меры могут включать публичное возобновление Северной Кореей моратория на ракетные и ядерные испытания и установление более тесной связи США и Японии с Северной Кореей.
Во-вторых, переговоры должны быть сосредоточены на разработке "параллельных дорожных карт, в которых излагаются пошаговые подходы как к денуклеаризации, так и к установлению мира на Корейском полуострове. Такой подход дает лучший шанс для успешных переговоров.
В-третьих, после выработки дорожной карты процесс должен оставаться многосторонним. Любая достигнутая договоренность неизбежно сталкивается с препятствиями на пути к реализации, и соглашения "будут более устойчивыми в долгосрочной перспективе, если охватят все вовлеченные страны региона. Международная экономическая помощь для восстановления северокорейской экономики также потребует средств, которые нелегко собрать одной стране.
Реализация сделки с Северной Кореей потребует от всех сторон приверженности долгосрочному процессу. В таком сложном начинании как преобразование региональной обстановки нет легких путей. Как отмечает Белл, "регулярная плодотворная дипломатия может оказаться единственным реальным способом обеспечения безопасности на Корейском полуострове.