В затянувшемся ирано-азербайджанском политическом кризисе, который обострился до предела после ареста в ИРИ двух азербайджанских литераторов, наметились некоторые позитивные тенденции. В последние дни наблюдается определенное потепление в отношениях между двумя странами. Визит в Баку вице-президента Ирана Сейед Хасан Мусави прошел успешно и смог внести разрядку в ситуацию, о чем косвенно свидетельствуют высказывания самого Мусави, положительный информационный фон вокруг него в двух странах, а также тот факт, что иранский политик был принят президентом Ильхамом Алиевым.
Вероятная причина успеха визита Мусави заключается в том, что он был по времени приурочен к освобождению азербайджанских поэтов в Иране и их последующему возвращению на родину. Напомним, что ранее глава азербайджанского государства не принял участия в саммите Движения неприсоединения, прошедшем в Тегеране, что многие аналитики посчитали серьезным дипломатическим сигналом в адрес Ирана.
«Недоброжелателям укрепления отношений между Азербайджаном и Ираном не удастся помешать укреплению сотрудничества между двумя странами», - заявил вице-президент Ирана Сейед Хасан Мусави на встрече с главой Управления мусульман Кавказа (УМК), шейх-уль-исламом Аллахшукюром Пашазаде в четверг в Баку. «Иран и Азербайджан - два брата, и никто не сможет испортить отношения между ними», - сказал Мусави. Он подчеркнул, что Иран всегда поддерживал Азербайджан как во время выдвижения кандидатуры республики в непостоянные члены Совбеза ООН, так и по карабахской проблеме. «Иран всегда поддерживал принципиальную позицию Азербайджана в его споре с соседней страной (Арменией – «ВК»), отстаивает эту позицию в международных организациях», - сказал он. «Однако наши недруги обеспокоены хорошими отношениями между нами. Чем ближе становимся мы, тем больше беспокоятся они», - отметил он, подчеркнув что позиция Ирана правая, и от того Иран будет одерживать успех, сообщает Interfax-Azerbaijan.
Говоря, что «никто не сможет испортить отношения между Ираном и Азербайджаном», вице-президент Ирана, конечно, лукавит. Достаточно вспомнить нервную реакцию официального Тегерана в связи с нашумевшей публикацией в американском издании «Foreign Policy», в которой утверждалось, что Азербайджан якобы готовится передать Израилю свои заброшенные военные аэродромы для осуществления им атаки на Иран. Казалось бы, обычный информационный вброс, не подтвержденный ровным счетом никакими фактами, но отношения между странами тогда накалились до предела.
В свою очередь Пашазаде выразил признательность руководству Ирана за освобождение двух азербайджанских поэтов, арестованных в Тебризе в мае 2012 года, передает Interfax-Azerbaijan. Глава УМК отметил, что высоко оценивает итоги проведенного недавно в Тегеране саммита Движения неприсоединения, который способствует установлению мира в регионе. Глава УМК сказал, что он был впечатлен речью духовного лидера Ирана Хаменеи на саммите.
Если шейх Аллахшукюр Пашазаде, будучи представителем азербайджанского духовенства, счел нужным поблагодарить Тегеран за освобождение азербайджанских поэтов, то МИД Азербайджана решил назвать вещи своими именами, а не рассыпаться в благодарностях: «Освобождение азербайджанских поэтов означает восстановление справедливости», - заявил на брифинге для журналистов пресс-секретарь внешнеполитического ведомства Эльман Абдуллаев. По его словам, азербайджанская сторона неоднократно заявляла, что содержание азербайджанских поэтов под арестом отрицательно влияет на развитие отношений между Баку и Тегераном.
В самом деле, с арестованными поэтами сложилась довольно запутанная ситуация. Буквально за четыре дня до даты вынесения им приговора, они были освобождены иранскими властями и переданы азербайджанскому консульству в Тебризе. Лишь по возвращению поэтов в Баку стало известно, в чем же именно они обвинялись в Иране.
«Мы ни в чем не виновны, но власти Ирана обвинили нас в незаконных действиях и арестовали», - заявил в интервью Turan один из освобожденных 4 сентября литераторов Шахрияр Гаджизаде. Он и Фарид Гусейн поехали в Иран 29 апреля для участия в фестивале поэзии, куда были приглашены официально. Фестиваль продолжился в течение трех дней в городах Бинап, Марага и Тебриз. «В рамках фестиваля мы посетили исторические места в этих городах», - сказал Гаджизаде.
По его словам, в обвинении говорилось, что азербайджанские литераторы посетили объекты стратегической значимости и фотографировали их, намеревались передать сведения в какую-то террористическую организацию. «Мы посещали лишь исторические места и все эти обвинения - ложь, которую мы постоянно опровергали на допросах», - сказал Гаджизаде.
Условия содержания были нормальными, никакого физического давления во время допросов оказано не было. «Нас обвиняли и в том, что мы хотим незаконно налаживать культурные связи. Оказывается, для этого необходимо было получить письменное разрешение. Тем не менее в приговоре суда ничего об этом не говорилось. Обвинение утверждало, что мы являемся сотрудниками каких-то органов и прибыли в Иран для торговли наркотиками. Кроме того, утверждалось, что мы прибыли в Тебриз, чтобы отделить его от Ирана. Будто бы мы являемся членами Всемирного конгресса азербайджанцев и их агентами.
В обвинении также было написано, что нас заслал университет. Будто мы побывали в домах некоторых людей, писали там лозунги, планировали провести митинги. Нас обвиняли в попытке нарушить стабильность и покой в Иране, за что предусматривается наказание от трех месяцев до одного года лишения свободы. В итоге, суд лишил нас свободы на 365 дней», - сказал Гаджизаде.
По его словам, при освобождении было сказано, что помиловал их верховный духовный лидер страны, сообщает Turan.
Примечательно, что на фоне освобождения азербайджанских поэтов в Иране в ряде азербайджанских СМИ активно муссируются слухи о скором выходе на свободу журналиста Анара Байрамлы, работавшего в Баку на иранские СМИ и осужденного на два года по обвинению в незаконном обороте наркотиков. Пока эта информация не получила подтверждения, однако нельзя исключать, что Баку мог пойти на подобную сделку с Тегераном ради освобождения своих граждан. Ясно и другое: никакой успешно завершенный «мелкий торг» арестованными поэтами и осужденными журналистами не может стать определяющим в ирано-азербайджанских отношениях. Случаи такого рода - это, если угодно, технические помехи, которые стороны могут устранить в рабочем порядке при наличии даже минимальной политической воли.
Истинный характер ирано-азербайджанских отношений определяет целая совокупность факторов, включая, в том числе, религиозные и этнические компоненты. Однако решающими являются противоположные геополитические ориентиры двух стран. Все более активно интегрируемому в западные энергетические проекты и евроатлантические структуры Азербайджану становится объективно сложнее найти общий язык со своим южным соседом, даже несмотря на все попытки дистанцироваться от антииранской политики США и Израиля в регионе. Подписание в этом году Нахчыванской декларации, в которой Азербайджан официально обязался не допускать антииранской деятельности на собственной территории, стало одной из таких попыток откреститься от желания Запада втянуть Баку в создаваемую антииранскую коалицию.
С другой стороны, в результате изоляции и санкционной политики Запада по отношению к ИРИ, в ней усиливаются позиции ультраконсерваторов, что подтвердили и последние парламентские выборы, прошедшие в стране. В результате, Иран также становится более агрессивным и непредсказуемым в отношении светского Азербайджана, население которого состоит, по большей части, из мусульман-шиитов, которых иранское шиитское духовенство считает своими потенциальными последователями. В таких условиях шансы на реальное и долгосрочное улучшение отношений между Баку и Тегераном крайне малы. Освобождение азербайджанских поэтов могло бы стать позитивным импульсом к развитию ирано-азербайджанских отношений, однако, региональная и геополитическая ситуация не благоприятствует этому процессу.
Тегеран — Баку: как долго продлится очередной период «братства»
Орхан Саттаров, руководитель европейского бюро "Вестника Кавказа"
9575 просмотров