На этой неделе Саудовская Аравия объявила о формировании нового ”исламского военного альянса”, целью которого будет борьба с глобальным терроризмом. "Эта идея появилась в связи с необходимостью бороться с болезнью, которая, прежде всего, повлияла на исламский мир, а затем уже на международное сообщество в целом”, - заявил заместитель наследного принца и министр обороны Мохаммед ибн Салман. The Washington Post в материале Saudi Arabia’s ‘Islamic military alliance’ against terrorism makes no sense пишет, что во многих отношениях такой альянс призван успокоить Запад, который часто критикует мусульманский мир за недостаточные усилия, предпринимаемые для борьбы с терроризмом и экстремизмом.
Однако детали планируемого союза неясны, и многие не понимают, кто именно будет входит в него и какова его реальная цель. Пользователи соцсетей отреагировали на заявление негативно.
Некоторые из стран, которые, по всей видимости, уже состоят в альянсе, утверждают, что никогда о нем не слышали.
В качестве членов объединения заявлено 34 страны, но некоторые из них заявили, что не давали согласие на вступление. ”Мы узнали об этом из новостей, - сказал высокопоставленный чиновник министерства иностранных дел Пакистана в интервью Express Tribune. - Мы попросили нашего посла в Саудовской Аравии получить подробную информацию по этому вопросу”. Другой анонимный источник сообщил газете, что его страна не будет участвовать в альянсе без поддержки Организации Объединенных Наций. Пакистан не единственная страна, которая удивилась, обнаружив себя в списке. Правительства Малайзии и Ливана также заявили, что мало знают об альянсе, в состав которого они были включены.
Другие страны, заявленные в составе альянса, не имеют мусульманского большинства.
Хотя правительство Саудовской Аравии заявило о том, что члены альянса - страны ”всего исламского мира”, ряд государств, представленных в качестве членов, не имеет мусульманского большинства. Например, более 80% населения Уганды и 75% Габона - христиане. В Бенине самый большой процент населения - католики, а в Того большинство населения исповедуют местные религии. У этих стран есть значительные мусульманские общины и связи с мусульманским миром, включая членство в Организации исламского сотрудничества, но их участие в альянсе вызывает удивление.
Несколько крупных мусульманских стран не входит в альянс.
Некоторые из самых важных мусульманских стран мира, включая Иран, Ирак, Афганистан и Индонезию, не вошли в альянс. В первых двух население представлено шиитским большинством. Исключение шиитских наций из союза, призванного представлять исламский мир укрепляет веру в то, что альянс Саудовской Аравии мотивирован соперничеством с Ираном, а не терроризмом. Саудовские официальные лица отрицают это утверждение. ”Это не суннитская и не шиитская коалиция”, - заявил на пресс-конференции в Париже министр иностранных дел Саудовской Аравии Адель аль-Джубейр. Многие в это не верят. В Ливане правительственные чиновники должны будут убедить шиитскую боевую группу и политическую партию ”Хезболла” в том, что она не будет преследоваться альянсом. Афганистану было предложено вступить в альянс, но пока Кабул не принял решения.
Непонятно, каковы цели альянса
Возможно, самая острая критика в отношении альянса связана с непониманием его целей. Адель аль-Джубейр сказал, союз будет иметь не только военную составляющую, но и станет бороться с финансированием и идеологией терроризма. Что это на самом деле означает, можно только догадываться. Саудовская Аравия предположила, что альянс не будет ограничиваться борьбой с ИГИЛ (запрещена в РФ), а сосредоточится на терроризме в целом. Некоторые аналитики, например, Брайан Уитакер, работающий на веб-сайт al-Bab, утверждает, что определение терроризма Саудовской Аравии вызывает тревогу: ”Согласно законодательству, принятому в прошлом году, практически любая критика политической системы королевства или какая-либо интерпретация ислама считаются терроризмом. Будет ли это применяться и к другим странам альянса?"
Критики Саудовской Аравии говорят, что несмотря на громкие заявления о борьбе против ИГИЛ королевство не желает искоренить один из ключевых факторов, повлиявших на укрепление группировки: саудовских священнослужителей, которые распространяют радикальный ваххабизм, провоцирующий экстремизм по всему миру. Саудовская Аравия предприняла шаги, чтобы остановить наиболее экстремистских проповедников, но в основном, государство заинтересовано в том, чтобы продвигать региональное межконфессиональное соперничество с Ираном. Хотя кажется, что этот новый альянс нацелен на борьбу с терроризмом, несложно понять, что он является продолжением возглавляемой Саудовской Аравией коалиции, которая в настоящее время борется в Йемене, где война представляет собой квинтэссенцию сектантской трясины, охватившей Ближний Восток.