Вестник Кавказа

Президентские выборы в Грузии: два сценария для Иванишвили

Михаил Симонов
Президентские выборы в Грузии: два сценария для Иванишвили
© Фото: Мария Новоселова/ “Вестник Кавказа“

Назначение второго тура выборов президента Грузии часть экспертного сообщества расценила как полный провал провластного кандидата Саломе Зурабишвили и катастрофу олигарха Бидзины Иванишвили и возглавляемой им "Грузинской мечты". Если в этих оценках что-то и есть, то точности не очень много.

Провал экс-министра иностранных дел Зурабишвили как самостоятельного политика был предсказуем. Ну, не приемлет ее большая часть грузинского общества чуть ли не с момента появления на политической сцене Грузии, или точнее - после ухода в оппозицию к тогдашнему президенту Михаилу Саакашвили. Все ее попытки сколотить свою партию завершились ничем. В обществе говорят, что с ней трудно, что она, дескать, слишком своенравна и надменна. Грузинское общество, с симпатией относящееся к любым попыткам иностранцев обучиться грузинскому языку, добродушно поощряющее самые кошмарные и режущие слух попытки чужеземцев заговорить на грузинском, ляпы Зурабишвили на формально родном языке так и не простило, и оправдания в духе того, что человек родился, вырос и большую часть жизни прожил во Франции, не приняло. Каждая ее оговорка или неточность в высказывании тут же тиражировалась и поднималась на смех. Но это еще полбеды, если бы не ее первоначальная оценка российско-грузинской войны 2008 года, доведшая общество до белого каления. Последующие пояснения и уточнения Зурабишвили на этот счет, кажется, никакой роли уже не играли. Может, только усугубили ситуацию. Что в конечном счете отразилось на выборах 28 октября.

Получается, правы были те, кто предостерегал Бидзину Иванишвили не связываться с Зурабишвили. Некоторые представители правящей "Грузинской мечты" напрямую говорили о том, что если уж Иванишвили оказался разочарован возведенным им на пост президента Георгием Маргвелашвили по причине чрезвычайной его самостоятельности, то Зурабишвили по той же самой причине покажется ему сущим кошмаром. Но Иванишвили решил по-своему, пойдя наперекор команде, поддержав кампанию экс-министра иностранных дел не только материально, но и сам включился в агитационный процесс на его излете. Ошибся? Возможно. Но он не провидец, и от ошибок никто не застрахован.

Тревожнее для Иванишвили то, что вопреки призывам, население в день голосования проявило рекордную пассивность – явка едва составила 40%. Таким образом, большая часть населения Грузии, обладая правом голоса, им не воспользовалась. В этих условиях оппозиция мобилизовала все свои ресурсы и сторонников, и этого оказалось достаточно, чтобы ее ставленник - еще один бывший министр иностранных дел Григол Вашадзе уступил провластному кандидату Саломе Зурабишвили самую малость. Но при этом вкупе с другими кандидатами в президенты добился того, что она не набрала необходимые для победы в первом туре 50% голосов плюс один.

Второй тур состоится 2 декабря. Вашадзе в сравнении с первым туром может добрать еще какое-то количество голосов. Занявший третье место, бывший спикер парламента Давид Бакрадзе уже призвал своих сторонников проголосовать за представителя "Национального движения", в рядах которого сам состоял, прежде чем от него отпочковалась нынешняя его партия "Европейская Грузия". То же самое намерен сделать лидер партии "Гирчи" ("Шишка") Зураб Джапарилзе – еще один бывший "национал".

Чем ответит правящая "Грузинская мечта"? Видятся два сценария.

Первый. Иванишвили до конца поддерживает Зурабишвили, даже уже убедившись в ее непопулярности. Он мобилизует те самые 60% избирателей, проигнорировавших первый тур, и добивается-таки своего, возведя ее на пьедестал, т.е. пост президента. В этом случае, на "Грузинскую мечту" непременно обрушится шквал оппозиционной критики в фальсификации выборов, страна опять войдет в митинговую фазу, и задача властей сведется к погашению недовольства предпочтительно или даже обязательно несиловыми мирными методами.

Второй. Иванишвили "вспоминает" свое же заявление, сделанное по возвращении в политику в пространном телеинтервью Общественному вещателю. Тогда он сказал, что не придает особого значения президентским выборам, так как вся власть в стране сосредоточена у "Грузинской мечты", президент с сильно урезанными по Конституции полномочиями погоду в политике не делает, а потому он и не огорчится, если выборы выиграет оппозиция. После чего приступает к серьезной внутрипартийной работе, добивается заметного для обывателя повышения эффективности правительства, отлаживает нарушенную коммуникацию с обществом и идет с обновленной партией на парламентские выборы 2020 года. Крайне важные для всех политических сил и, естественно, для населения. Определяющие судьбу Грузии на ближайшую перспективу.

Выбор за Иванишвили. И, естественно, он прекрасно понимает, что смирившись с победой Вашадзе, после его инаугурации получит в активные оппоненты отбывающих длительные тюремные наказания экс-премьера и бывшего министра внутренних дел Вано Мерабишвили, экс-министра обороны Бачо Ахалая, а также, вероятно, вернувшегося на родину и восстановленного в гражданстве Грузии Михаила Саакашвили со снятыми обвинениями. Вопросы помилования по новой Конституции остались за президентом, а Вашадзе, конечно, не упустит возможности позаботиться о судьбе однопартийцев. Именно поэтому более реальным видится первый вариант – Иванишвили мобилизует все силы и ресурсы для победы во втором туре своего кандидата. Это не означает, что второй вариант будет отвергнут – до парламентских выборов 2020 года ему необходимо заметно повысить эффективность исполнительной власти, наладить коммуникацию с обществом и обновить "потускневшую" "Грузинскую мечту". Ему необходимо реализовать подобный план действий, чтобы тревожный звонок, раздавшийся 28 октября в ходе первого тура президентских выборов, не перерос в погребальный звон политического колокола.

26800 просмотров