Нацпроекты России: влияние и последствия для Азербайджана

Нацпроекты России: влияние и последствия для Азербайджана

Накануне оглашения послания президента Путина Федеральному собранию правительство РФ опубликовало детальную информацию о целевых показателях и финансовом обеспечении российских нацпроектов. Их общий бюджет оценивается в 25,7 трлн рублей до 2024 года, больше всего средств предоставляет федеральный центр (13,1 трлн руб), частные инвесторы вложат 7,5 трлн рублей, а регионы - 4,9 трлн рублей.

Непосредственно Азербайджана касается три крупных фрагмента: модернизация железнодорожных и автомагистралей вдоль МТК "Север-Юг" (порты Северо-Запада - река Самур); строительство ВЛ 330 кВ Артем - Дербент, позволяющего увеличить переток электроэнергии между двумя странами; инвестиции в порты Каспия и систему Волго-Дон.

На самом деле расходы нацпроектов - первый за постсоветскую историю столь масштабный целевой вклад в развитие России, охватывающий до 25% ВВП в ценах 2018 года. Естественно, их реализация отразится на всем постсоветском пространстве, тесно связанном с экономикой РФ. Улучшение качества жизни и ведения бизнеса станет дополнительным фактором привлекательности России у соседей, кроме самого факта наличия крупнейшей экономики в этой части Евразии.

Интересно, что обе стратегии - время развертывания нацпроектов РФ и Плана действий по развитию ключевых направлений российско-азербайджанского сотрудничества ("дорожные карты") - рассчитаны на период до 2024 года.

Оба блока документов имеют стыковочные узлы, фактически собираясь в макрорегиональную схему модернизации. Аналогичная ситуация - по периметру всего пояса "ближнего соседства", если мы анализируем двусторонние соглашения подписанные Россией и партнерами. В данном случае важно, что речь идет не только об одном Азербайджане и ЕАЭС. Это серьезная и долговременная стратегия, о необходимости которой так долго говорили. В некотором смысле это попытка если не исправить ошибки, допущенные уже после распада СССР, то догнать поезд глобальной модернизации.

Напомним, перечень российско-азербайджанских "дорожных карт" как они сформулированы на сайте Минэкономики РФ: устранение барьеров в торговле; развитие транспортного потенциала; создание совместных производств; обмен опытом в области цифровизиции бюджетно-налоговой сферы; увеличение взаимного посещения стран и гуманитарных контактов.

Понятно, что их реализация позволит качественно улучшить и активизировать взаимодействие между Россией и Азербайджаном на всех уровнях. Программы поддержки малого бизнеса и социальные программы непосредственно влияют на общественно-экономическую атмосферу России, естественно это влияет на бизнес и многочисленную азербайджанскую диаспору, их активность в свою очередь стимулирует "снизу" расширение российско-азербайджанского взаимодействия. Однако его основу сейчас и в дальнейшем будут составлять крупные государственные проекты. Давайте их рассмотрим.

Промышленный экспорт

Несколько конкретных примеров. "Дорожная карта" по созданию совместных производств вытекает из Национального проекта "Международная кооперация и экспорт", курируемая Минпромом и Российским экспортным Центром. Несколько лидерских проектов в этой сфере. Во-первых, SOCAR Polymer с инвестициями "Газпромбанка". Во-вторых, фармацевтический комплекс "Хайят Фарм" в Пираллахинском промышленном парке (учредители - российская "Р-Фарм" и азербайджанская "Вита-А"). Предприятие выйдет на проектную мощность в 2019 году и будет производить лекарства для лечения онкологических, гематологических, аутоиммунных эндокринных заболеваний, ВИЧ, вирусных гепатитов различных типов. Инвестиции в проект стороны оценивают более чем в 70 млн евро. Продукцию с этого завода планируется поставлять на рынки Ближнего Востока и Северной Африки. Логистически завод Азербайджана будет ближе к этому региону, кроме того на выбор локализации повлияла и налоговая политика Баку. Завод в Азербайджане станет пятым для "Р-Фарм" - сейчас у компании три завода в России и один в Германии.

Третий подобный проект - совместное автосборочное предприятие AzerMas и группы ГАЗ (Горьковский автомобильный завод) в Гаджигабульском промышленном квартале. Завод планируется сдать в эксплуатацию к концу 2020 года. Мощность составит 1000 автомобилей в год. Половина продукции запланировано на экспорт в третьи страны: Иран, Грузию, Турцию, Казахстан. Таким образом, новые российско-азербайджанские предприятия сразу рассчитаны на расширения с учетом внешних рынков, что усилит конкурентные преимущества обеих стран и их валютные доходы.

Транспорт

Наиболее масштабный блок российских проектов связан с инфраструктурным планом развития с общим объемом финансирования в 10,1 трлн рублей. Как с ними стыкуется "дорожная карта" по развитию транспорта двух стран? Наиболее ярко это видно по запланированным срокам доставки транзитных контейнеров. На направлении "Север-Юг" (дистанция от погранперехода "река Самур" до портов Северо-Запада на Балтике) срок прохождения грузовых поездов с базовых трех снижается до двух суток (50 часов) к 2025 году. В России должно быть построено около 40 современных мультимодальных центров, аналогичных по характеристикам тому, что построен KDY Logistics совместно с РЖД у Астрахани (железнодорожный хаб для перевалки фруктов и овощей).

К мерам активизации относится постройка второго автомобильного моста через Самур, модернизация автомагистралей, соединяющих азербайджанские и российские трассы международного значения, увеличение количества постоянных поездов на различных связных маршрутах. К этому же блоку относятся вопросы цифрового взаимодействия: прокладка оптико-волоконных кабелей вдоль железной дороги, взаимодействие почтовых служб, экспортных цифровых платформ. Наполнять коммуникации будут взаимным экспортом. Объем товарооборота между РФ и ЕАЭС должен возрасти с $52,4 до $78,8 млрд, плюс взаимные инвестиции. Собственно эта тенденция касается и стран в режиме ЗСТ СНГ, если посмотреть на параметры межведомственных планов двусторонних комиссий Россия-Азербайджан, Россия-Узбекистан.

Каспий

Помимо зафиксированных параметров увеличения мощности перевалки местных портов планируется увеличить перевалку грузов по Волго-Дону свыше 20 млн тонн (в 2018 году перевалка составила около 16 млн тонн).  Вероятно, будет осуществлено давно анонсируемое строительство второй линии шлюзовых камер. Однако в указах эти расходы пока четко не отмечены. Естественно, эти капиталовложения активизируют азербайджанское пароходство, так и общую конкуренцию судовладельцев.

Энергетика

В 2019 году будет закончено строительство ВЛ 330 кВ Артем - Дербент. Общая протяженность линии электропередачи составит 170 километров. Строящаяся линия крайне необходима для стабильного энергоснабжения именно юга Дагестана, откуда больше всего поступает жалоб на низкое напряжение и перебои с электричеством. Заявки от новых потребителей, требующих увеличения мощности электроэнергии растут, региону нужно дополнительно 200 мВт. Реализация проекта не только повысит надежность энергоснабжения в Дагестане, но увеличит пропускную способность транзита взаимных перетоков мощности энергосистем Азербайджана и России.

Туризм

Возможность появления совместных туристических услуг обсуждается давно. Сама эта сфера в Азербайджане в значительной мере наполняется доходами, полученными от россиян. Но на сегодняшний день две отрасли объединяет и ряд проблем. В России туризм дает вклад всего 3,4% от ВВП. По мнению экспертов, почти 80% всех федеральных целевых программ (ФЦП) в туристической отрасли оказалось провальными. Азербайджанская отрасль туризма дает 2,2% ВВП, что также далеко от идеала. Обе страны обладают значительно большим потенциалом для достижения объективного потолка, нежели в настоящий момент. Подъем отрасли до 5-7% ВВП в обеих странах возможен. Но это вопрос не одной "пятилетки".

Заключение: общие задачи стратегии

В перспективе 2024 года обе страны должны постараться увеличить объемы производств из сферы "нового технологического уклада". Речь пока не идет о том, чтобы догнать лидеров технической революции. На данном этапе нужно создавать объем качественной продукции и услуг "новой экономики" в разных сферах, который должен быть значительно рентабельнее продуктов нижних (сырьевых) переделов. Только тогда, мы сможем сказать, что свободны от влияния нефтегазовых доходов. Россия поставила высокую планку - повысить качество инвестиций в основной капитал и их объем до 25% ВВП. Для этого начнется интенсивное развитие транспортной, цифровой и энергетической инфраструктуры. Азербайджан уже не первый год направляет миллионы долларов на строительство новых заводов, дорог, электростанций, внедрение передовых технологий. Возможно, эти усилия, наконец, обретут синергетический эффект. Проблема в том, что начинать подобный поворот нужно было не меньше десятилетия назад, во всяком случае это очевидно для России. Сейчас будет гораздо труднее. 

20055 просмотров






Популярные

Не показывать мне больше это
Подпишитесь на наши страницы в социальных сетях, чтобы не пропустить самое интересное!