Накануне оглашения послания президента Путина Федеральному собранию правительство РФ опубликовало детальную информацию о целевых показателях и финансовом обеспечении российских нацпроектов. Их общий бюджет оценивается в 25,7 трлн рублей до 2024 года, больше всего средств предоставляет федеральный центр (13,1 трлн руб), частные инвесторы вложат 7,5 трлн рублей, а регионы - 4,9 трлн рублей.
Непосредственно Азербайджана касается три крупных фрагмента: модернизация железнодорожных и автомагистралей вдоль МТК "Север-Юг" (порты Северо-Запада - река Самур); строительство ВЛ 330 кВ Артем - Дербент, позволяющего увеличить переток электроэнергии между двумя странами; инвестиции в порты Каспия и систему Волго-Дон.
На самом деле расходы нацпроектов - первый за постсоветскую историю столь масштабный целевой вклад в развитие России, охватывающий до 25% ВВП в ценах 2018 года. Естественно, их реализация отразится на всем постсоветском пространстве, тесно связанном с экономикой РФ. Улучшение качества жизни и ведения бизнеса станет дополнительным фактором привлекательности России у соседей, кроме самого факта наличия крупнейшей экономики в этой части Евразии.
Интересно, что обе стратегии - время развертывания нацпроектов РФ и Плана действий по развитию ключевых направлений российско-азербайджанского сотрудничества ("дорожные карты") - рассчитаны на период до 2024 года.
Оба блока документов имеют стыковочные узлы, фактически собираясь в макрорегиональную схему модернизации. Аналогичная ситуация - по периметру всего пояса "ближнего соседства", если мы анализируем двусторонние соглашения подписанные Россией и партнерами. В данном случае важно, что речь идет не только об одном Азербайджане и ЕАЭС. Это серьезная и долговременная стратегия, о необходимости которой так долго говорили. В некотором смысле это попытка если не исправить ошибки, допущенные уже после распада СССР, то догнать поезд глобальной модернизации.
Напомним, перечень российско-азербайджанских "дорожных карт" как они сформулированы на сайте Минэкономики РФ: устранение барьеров в торговле; развитие транспортного потенциала; создание совместных производств; обмен опытом в области цифровизиции бюджетно-налоговой сферы; увеличение взаимного посещения стран и гуманитарных контактов.
Понятно, что их реализация позволит качественно улучшить и активизировать взаимодействие между Россией и Азербайджаном на всех уровнях. Программы поддержки малого бизнеса и социальные программы непосредственно влияют на общественно-экономическую атмосферу России, естественно это влияет на бизнес и многочисленную азербайджанскую диаспору, их активность в свою очередь стимулирует "снизу" расширение российско-азербайджанского взаимодействия. Однако его основу сейчас и в дальнейшем будут составлять крупные государственные проекты. Давайте их рассмотрим.
Промышленный экспорт
Несколько конкретных примеров. "Дорожная карта" по созданию совместных производств вытекает из Национального проекта "Международная кооперация и экспорт", курируемая Минпромом и Российским экспортным Центром. Несколько лидерских проектов в этой сфере. Во-первых, SOCAR Polymer с инвестициями "Газпромбанка". Во-вторых, фармацевтический комплекс "Хайят Фарм" в Пираллахинском промышленном парке (учредители - российская "Р-Фарм" и азербайджанская "Вита-А"). Предприятие выйдет на проектную мощность в 2019 году и будет производить лекарства для лечения онкологических, гематологических, аутоиммунных эндокринных заболеваний, ВИЧ, вирусных гепатитов различных типов. Инвестиции в проект стороны оценивают более чем в 70 млн евро. Продукцию с этого завода планируется поставлять на рынки Ближнего Востока и Северной Африки. Логистически завод Азербайджана будет ближе к этому региону, кроме того на выбор локализации повлияла и налоговая политика Баку. Завод в Азербайджане станет пятым для "Р-Фарм" - сейчас у компании три завода в России и один в Германии.
Третий подобный проект - совместное автосборочное предприятие AzerMas и группы ГАЗ (Горьковский автомобильный завод) в Гаджигабульском промышленном квартале. Завод планируется сдать в эксплуатацию к концу 2020 года. Мощность составит 1000 автомобилей в год. Половина продукции запланировано на экспорт в третьи страны: Иран, Грузию, Турцию, Казахстан. Таким образом, новые российско-азербайджанские предприятия сразу рассчитаны на расширения с учетом внешних рынков, что усилит конкурентные преимущества обеих стран и их валютные доходы.
Транспорт
Наиболее масштабный блок российских проектов связан с инфраструктурным планом развития с общим объемом финансирования в 10,1 трлн рублей. Как с ними стыкуется "дорожная карта" по развитию транспорта двух стран? Наиболее ярко это видно по запланированным срокам доставки транзитных контейнеров. На направлении "Север-Юг" (дистанция от погранперехода "река Самур" до портов Северо-Запада на Балтике) срок прохождения грузовых поездов с базовых трех снижается до двух суток (50 часов) к 2025 году. В России должно быть построено около 40 современных мультимодальных центров, аналогичных по характеристикам тому, что построен KDY Logistics совместно с РЖД у Астрахани (железнодорожный хаб для перевалки фруктов и овощей).
К мерам активизации относится постройка второго автомобильного моста через Самур, модернизация автомагистралей, соединяющих азербайджанские и российские трассы международного значения, увеличение количества постоянных поездов на различных связных маршрутах. К этому же блоку относятся вопросы цифрового взаимодействия: прокладка оптико-волоконных кабелей вдоль железной дороги, взаимодействие почтовых служб, экспортных цифровых платформ. Наполнять коммуникации будут взаимным экспортом. Объем товарооборота между РФ и ЕАЭС должен возрасти с $52,4 до $78,8 млрд, плюс взаимные инвестиции. Собственно эта тенденция касается и стран в режиме ЗСТ СНГ, если посмотреть на параметры межведомственных планов двусторонних комиссий Россия-Азербайджан, Россия-Узбекистан.
Каспий
Помимо зафиксированных параметров увеличения мощности перевалки местных портов планируется увеличить перевалку грузов по Волго-Дону свыше 20 млн тонн (в 2018 году перевалка составила около 16 млн тонн). Вероятно, будет осуществлено давно анонсируемое строительство второй линии шлюзовых камер. Однако в указах эти расходы пока четко не отмечены. Естественно, эти капиталовложения активизируют азербайджанское пароходство, так и общую конкуренцию судовладельцев.
Энергетика
В 2019 году будет закончено строительство ВЛ 330 кВ Артем - Дербент. Общая протяженность линии электропередачи составит 170 километров. Строящаяся линия крайне необходима для стабильного энергоснабжения именно юга Дагестана, откуда больше всего поступает жалоб на низкое напряжение и перебои с электричеством. Заявки от новых потребителей, требующих увеличения мощности электроэнергии растут, региону нужно дополнительно 200 мВт. Реализация проекта не только повысит надежность энергоснабжения в Дагестане, но увеличит пропускную способность транзита взаимных перетоков мощности энергосистем Азербайджана и России.
Туризм
Возможность появления совместных туристических услуг обсуждается давно. Сама эта сфера в Азербайджане в значительной мере наполняется доходами, полученными от россиян. Но на сегодняшний день две отрасли объединяет и ряд проблем. В России туризм дает вклад всего 3,4% от ВВП. По мнению экспертов, почти 80% всех федеральных целевых программ (ФЦП) в туристической отрасли оказалось провальными. Азербайджанская отрасль туризма дает 2,2% ВВП, что также далеко от идеала. Обе страны обладают значительно большим потенциалом для достижения объективного потолка, нежели в настоящий момент. Подъем отрасли до 5-7% ВВП в обеих странах возможен. Но это вопрос не одной "пятилетки".
Заключение: общие задачи стратегии
В перспективе 2024 года обе страны должны постараться увеличить объемы производств из сферы "нового технологического уклада". Речь пока не идет о том, чтобы догнать лидеров технической революции. На данном этапе нужно создавать объем качественной продукции и услуг "новой экономики" в разных сферах, который должен быть значительно рентабельнее продуктов нижних (сырьевых) переделов. Только тогда, мы сможем сказать, что свободны от влияния нефтегазовых доходов. Россия поставила высокую планку - повысить качество инвестиций в основной капитал и их объем до 25% ВВП. Для этого начнется интенсивное развитие транспортной, цифровой и энергетической инфраструктуры. Азербайджан уже не первый год направляет миллионы долларов на строительство новых заводов, дорог, электростанций, внедрение передовых технологий. Возможно, эти усилия, наконец, обретут синергетический эффект. Проблема в том, что начинать подобный поворот нужно было не меньше десятилетия назад, во всяком случае это очевидно для России. Сейчас будет гораздо труднее.